О проблемах и задачах печатных СМИ

Отраслевая конференция «Работа столичных СМИ в условиях пандемии: опыт преодоления трудностей и рождение новых эффективных форм деятельности», организованная Союзом предприятий печатной индустрии (ГИПП) при поддержке Департамента СМИ и рекламы города Москвы прошла 15 октября в рамках московского Фестиваля прессы.

В конференции в режиме офлайн и онлайн приняли участие издатели, распространители прессы, работающие на столичном рынке, представители КП «Мосгорпечать», эксперты.

Посмотреть видеозапись конференции можно по ссылкам: https://yadi.sk/i/mAdS5-6bR934Ig или https://youtu.be/dPh_27jUEfs

В своем вступительном слове модератор мероприятия П. П. Мирошников, исполнительный директор СППИ ГИПП, отметил, что организаторы конференции ставили перед собой задачу не только дать возможность участникам обменяться мнениями, но и согласовать различные точки зрения и донести озабоченность издателей и распространителей ситуацией на столичном рынке СМИ до органов власти и партнеров по бизнесу с тем, чтобы найти оптимальные решения.

Далее с докладом выступил Р. Ю. Новиков, президент СППИ ГИПП, генеральный директор ИД «Аргументы и факты». Мы пережили очень сложный период, сказал он, это было время больших стрессов, поражений, потерь, но и больших возможностей. Мы увидели резкий взлет интереса к контенту традиционных СМИ, высокий уровень доверия к ним, обеспеченный тем, что мы отвечаем за каждое написанное и напечатанное слово.

Спасибо московскому правительству за поддержку в тяжелой ситуации, когда проходимость на улицах стала намного ниже, наша самая лояльная аудитория, люди старшего возраста, вообще не выходили из дома и не имели возможности купить прессу. К тому же подписная модель в нашей стране сильно отстает от других развитых и уже даже развивающихся стран.

Серьезным ударом для нас стали большие потери рекламных доходов. Все московские издатели помнят, как тиражи падали на 80 процентов по отдельным киосковым сетям, как до 60 процентов падала реклама. Мы помним также, как всё это восстанавливалось.

Мы как могли всей отраслью боролись за выживание, по сути – за настоящее и будущее отрасли. Хотелось бы поблагодарить всех, кто принимал участие в работе СППИ, который при очень ограниченном кадровом составе вошел в кризис. Благодаря издателям, а также поддержке федеральных и московских властей нам удалось проделать колоссальную работу по отстаиванию интересов рынка, особенно в первые 2-2,5 месяца после начала пандемии. Нам приходилось бороться с региональными властями вне Москвы для того, чтобы печатная пресса могла распространяться. В первую очередь необходимо было разблокировать работу киосковых сетей, и нам удалось это сделать практически по всем регионам.

Мы благодарны московским властям за то, что они поддержали распространителей, обнулив арендные ставки. Льготами по аренде воспользовались все распространители, и это спасло от тотального банкротства отрасль распространения. Хотелось бы надеяться, что эта поддержка продолжится. Очень хотелось бы и сейчас, и завтра, и в следующем году рассчитывать на государственную поддержку и на федеральном, и на городском уровне. Вместе с нашей аудиторией мы сделали вывод о том, что мы важны и нужны, московские органы власти видят, насколько нужны и важны сейчас СМИ. Думаю, что вместе с московскими и федеральными властями СМИ показали свой высочайший уровень, показали не только уровень компетенций, но и уровень доверия населения нашим СМИ и московским властям, и наоборот, доверие московской власти СМИ.

Огромное количество людей говорило нам в марте – начале апреля о том, что печатных СМИ по результатам пандемии не будет, они умрут уже весной. И что после пандемии люди вообще будут бояться брать в руки газеты и журналы. Пандемия еще не закончилась, а мы видим, что печатные СМИ живут и, в общем, неплохо себя чувствуют относительно прочих секторов экономики. Да и люди ничего не боятся – не боятся брать в руки газету, журнал. При этом появилась еще уверенность, подтвержденная цифрами, что в любой кризисной ситуации человеку нужнее всего источник проверенной информации, которому человек готов доверять. И само классное, что случилось за время пандемии, это то, что этим источником информации оказались мы с вами – традиционные СМИ. Хотелось бы всех нас с этим поздравить и пожелать дальнейших побед.

Далее слово было предоставлено А. В. Авдонину, генеральному директору ООО «Мир новостей Медиа». Весенняя волна пандемии была серьезным испытанием для отрасли, сказал он. Практически все участники рынка понесли серьезные потери. Большинство издателей сокращали ассортимент, оптимизировали штаты, минимизировали затраты. В очень короткие сроки сократились денежные потоки, оборотных средств не хватало даже на оплату работы типографий. Благодаря совместным усилиям, помощи федеральных и московских властей отрасль, хоть и с потерями, преодолела первую волну кризиса. Вторая волна будет, наверное, не такой сильной, но ее может быть достаточно, чтобы с московского рынка печатных СМИ ушли обессиленные первой волной участники. Чтобы этого не произошло, издателям можно предложить перевести максимальное количество сотрудников на сдельно-гонорарную систему оплаты, а оставшихся перевести на оплату в зависимости от отработанного времени. Это, может быть, негуманно, но платить полные зарплаты при практически неработающем бизнесе невозможно, резервов больше нет.

Малым и средним издательским домам было бы полезно объединиться для получения дистрибьюторских, типографских услуг с целью минимизации затрат на эти процессы. «Мир новостей» еще в конце прошлого года объединился в этой сфере с партнерами из «Хёрст Шкулёв Паблишинг», и это сильно помогло выжить после первой волны пандемии. При этом каждый издательский дом сохраняет свою контентную линейку, независимость и индивидуальность.

Наша главная задача на сегодня – сохранить систему распространения. Городским властям уже сейчас необходимо разработать пакет мер по поддержке киосковой розницы. Еще важный момент. Многие издатели и дистрибьюторы не смогли воспользоваться помощью московского и федерального правительства: или ОКВЭД был не основной, или юрлицо было не в том статусе. Есть предложение нашему профильному департаменту создать комиссию или рабочую группу, которая помогала бы в оперативном решении подобных вопросов.

О. А. Бережной, генеральный директор ГК «Кардос» в своем выступлении отметил, что после начала пандемии бизнес оказался в поиске решений с высокой ценой ошибки, с отсутствием информации и крайне ограниченным временем. Надо учитывать, подчеркнул он, что мы являемся отраслью непрерывного цикла, его прерывание означает нашу гибель. И все же наша отрасль оказалась более жизнеспособной, чем мы думали, она имеет большой запас прочности. При этом нужно сказать большое спасибо правительству Москвы за арендные льготы, это было реально «спасательным кругом» для распространителей.

Наступает вторая волна пандемии, мы уже видим некоторое снижение продаж, и в той связи есть несколько предложений. Во-первых, в Москве с 2016 года был введен торговый сбор сроком на пять лет, от которого киоски были освобождены. С января 2021 года в связи с отменой этой льготы операционные расходы по киоскам прессы возрастут в два раза, и это приведет к тотальному расторжению договоров. Призываю издателей и распространителей включиться в обсуждение этой проблемы. Второе. Дислокация торговых объектов прессы устарела. Сейчас в Москве 2000 объектов, в кризис работало 1200 – 1300 киосков. Это не значит, что городу не нужно много киосков, а говорит о том, что на 700 – 800 адресах дислокация устарела. Предлагаю коллегам организовать сбор информации и подготовку предложений по изменению дислокации торговых объектов прессы. Третье предложение – по ассортименту киосков прессы. В решении вопроса по расширению ассортимента требуется прорыв, чтобы поднять рентабельность. Наконец, четвертое. Кроме киосков есть мини-киоски и пресс-стенды. Их количество и дислокация также устарели, необходимо значительное развитие этих форматов.

И. А. Дегтярева, заместитель генерального директора ИД «Комсомольская правда», в своем сообщении остановилась на проблемах ежедневных газет. В период пандемии, сказала она, мы увеличивали поставки в супермаркеты, ввели онлайн-продажи прессы вместе с продуктами. На сайте KP.ru была размещена интерактивная карта для покупателей прессы, имеющая большую популярность у пользователей. По супермаркетам мы побили рекорды продаж за всю историю, прирост составлял от 35 процентов. Мы расширили возможности онлайн-подписки, назвав ее «бесконтактная подписка». Для сохранения аудитории активно использовалось бесплатное распространение газеты, включая шесть коммерческих выпусков по актуальным темам (пандемия, голосование по Конституции и др.). В результате аудитория «Комсомольской правды» составила в апреле 2,5 млн, что в полтора раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.

Никакой ритейл не заменит киоски, и сейчас мы вернулись на уровень 85 процентов от «допандемийных» продаж в киосках прессы. Но у ежедневных газет есть проблемы, решить которые можно только совместными усилиями издателей и распространителей. Одна из серьезных проблем – это сокращение количества дней развоза прессы в киоски, что для ежедневных газет означает гибель. Предложение – вернуть прежние логистические дни без дополнительной оплаты за это издателями.

С. В. Цыганов, исполнительный директор ИД «Собеседник», обратил внимание участников конференции на проблемы при получении господдержки в период пандемии. Если говорить о мерах поддержки печатных СМИ, то нам не удалось воспользоваться ни одной из них, сообщил он. Так, мы решили, что нам подходит одна из мер – льготный кредит с последующей возможностью его невозврата при соблюдении определенных условий. Но оказалось, что у нас не тот код ОКВЭД. Позднее на одном из отраслевых мероприятий мы услышали, как представитель Минсвязи открыто заявил, что государство не может поддержать всех, поэтому часть ОКВЭД была намеренно исключена. Льготными кредитами вместе с нами не смогли воспользоваться около 80 процентов издателей. Такое впечатление, что авторы документа не очень-то и хотели помочь. Я говорю про федерального издателя и про федеральные меры поддержки, подчеркнул С. В. Цыганов, это не касается помощи со стороны правительства Москвы.

Меры господдержки актуальны и сегодня. В Минсвязи говорят: вы печатные СМИ, вы уже умерли. При этом там поддерживают электронные СМИ, которые существуют на базе печатных. На самом деле, поддержка печатной прессы – это поддержка и электронных СМИ, и профессиональной работы в соцсетях, и созданных на базе печатных СМИ популярных радиостанций.

В США, например, Сенат ежегодно выделяет Почте 200 млн долларов на доставку подписных изданий, поэтому подписка там выгодна, и более 80 процентов изданий распространяются по подписке. Американцы нам говорят: убивая печатные СМИ, где работают сотни тысяч человек, вы убиваете полиграфию, логистику и другие смежные отрасли. Хотелось бы, чтобы в будущем не было мер поддержки, которые существуют только на бумаге.

Е. Г. Капустина, генеральный директор КП «Мосгорпечать», представила цифры, характеризующие обстановку на столичном рынке распространения прессы и объем помощи киосковым сетям со стороны московского правительства. В настоящее время между КП «Мосгорпечать» и 35 компаниями заключены договоры на право осуществления торговли в 1705 НТО «Печать», из которых 1648 объектов переданы субъектам хозяйственной деятельности. В марте в Москве работало 200 киосков, в апреле – 400, а сегодня работает 1400 объектов. Общий объем мер поддержки отрасли распространения печатных СМИ через НТО «Печать» на городском уровне с 1 апреля по 30 сентября 2020 года составил 158 млн 742 тыс. рублей, в т. ч. во втором квартале – более 158 млн руб., в третьем – почти 50 млн. руб., причем поддержку получили все, кто обратился за помощью. Имеющиеся данные по обороту киосков прессы говорят о том, что наибольшее падение продаж отмечалось в апреле – почти в 10 раз по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, после чего наблюдается постепенный рост, однако полного восстановления до уровня прошлого года еще не произошло.

И. С. Лоскутникова, руководитель департамента по развитию подписных сервисов и дополнительных услуг Блок почтового бизнеса и социальных услуг АО «Почта России» рассказала о работе своей организации в период кризиса. В пандемию Почта не прекращала работу ни на один день, отметила она. Понимая необходимость продвигать продажи прессы в отделениях связи, мы в 2020 году совместно с издателями организовали внеплановую Декаду подписки. Для сокращения контактов операторов с подписчиками был подготовлен подписной каталог с QR-кодом, который переводит клиента на сайт подписки, такой же код есть на обновленных детских каталогах, которые дают 25-процентный рост выручки каждое полугодие, и на размещенных в почтовых отделениях плакатах. Почтальоны получили возможность оформлять подписку во время посещения клиентов на дому. В апрельскую и октябрьскую Декады подписки была сделана электронная рассылка на адреса 10 млн клиентов, не являющихся подписчиками, пуш-уведомления о Декадах подписки в 2020 году получили более 6 млн человек. Для издателей были подготовлены макеты публикаций с предложением бесконтактной подписки. Продвижению подписки на печатные СМИ способствовала акция «Дерево добра», сокращение сроков работы с обращениями клиентов и ряд других мер.

Е. П. Сульдина, заместитель генерального директора АО «Редакция газеты «Вечерняя Москва» сообщила, что издательство выпускает 6 газет и 1 журнал, аудитория ежедневной «Вечерней Москвы» составляет 1,5 млн человек, аудитория окружных газет – порядка 1 млн человек, и это достаточно высокий груз ответственности. В условиях пандемии был принят большой объем мер для обеспечения бесперебойной работы, в результате ни один выпуск не был сокращен , а в неделю в издательстве производится более 3 тысяч единиц контента. После начала пандемии были приняты беспрецедентные меры по защите сотрудников – это 30 человек в штате и более 100 внештатных: организованы рабочие места на дому, куда перевозилось оборудование с необходимым для удаленной работы программным обеспечением.

В дискуссии приняли участие также другие представители отрасли.

Подводя итоги заседания, П. П. Мирошников акцентировал внимание всех участников мероприятия на конкретных предложениях и инициативах, прозвучавших во время конференции. Он подчеркнул, что опыт работы издателей и дистрибьюторов в условиях пандемии имеет важное значение для поддержки и развития всей медиаотрасли. Особенно важно, что многие представители медиаиндустрии смогли обеспечить положительные результаты своей работы и выработать новые механизмы поддержки и развития печатных СМИ. Все прозвучавшие предложения будут внимательно рассмотрены в Департаменте СМИ и рекламы города Москвы, в СППИ ГИПП и будет дан новый импульс развитию издательского и дистрибьюторского дела в 2020 и 2021 годах.

Пресс-служба СППИ ГИПП

У вас недостаточно прав для комментирования