Количество киосков прессы в РФ сокращается, в ритейле и в отделениях связи «Почты России» объемы продаж печатной продукции падают, что во многом связано с карантинными мерами, принимаемыми в стране в условиях пандемии. Кроме того, во многих регионах России негативную роль играют высокие арендные ставки для киосков, существующие ограничения по ассортименту сопутствующих товаров и услуг, а проводимые аукционы на право торговли в киосках прессы делают этот бизнес неэкономичным. Постановление Правительства РФ №291 от 09.04.2016 г. в настоящее время выполняется только в третьей части субъектов РФ, в большинстве регионов неудовлетворительно выполняется и Поручение Президента РФ Путина В. В. от 25.09.2019 г. о поддержке систем распространения прессы.
Для достижения высокого уровня продаж печатной продукции, модернизации системы её реализации, увеличения читательской аудитории за счёт нахождения баланса между различными каналами распространения контента участники Конференции рекомендуют всем структурам, задействованным в процессе издания и распространения периодической информации руководствоваться следующими принципами:
- расширять каналы продаж контента за счёт многократного его переиздания на различных платформах (многократная монетизация одного и того же контента);
- развивать мультиформатность торговых объектов по распространению прессы, в т. ч. разрабатывать новые форматы торговли периодикой, учитывая особенности регионов, и тестировать их, позволяя работать на льготных условиях;
- вкладывать средства в модернизацию и реконструкцию объектов торговли, занимающихся распространением печатных СМИ, в соответствии с последними технологиями;
- новые объекты по продаже печатных СМИ в приоритетном порядке располагать на пересечении транспортных потоков, в местах, наиболее нагруженных пешеходами и пассажирами общественного транспорта. Дистрибьюторам прессы принять меры по обеспечению ежедневной доставки ежедневных газет в торговые точки;
- снять ограничения на ассортимент киосков прессы, разрешить включение в перечень сопутствующих товаров продуктов питания, безалкогольных напитков, бакалейной продукции, кондитерских изделий в фабричной упаковке, бытовой химии и безрецептурных лекарств, что в условиях пандемии может быть особенно востребованным населением;
- активно использовать опыт размещения промостоек с прессой и прочих POS мероприятий в сетях ритейла, не допуская сужения торговых площадей, предоставляемых под печатную продукцию;
- постоянно отслеживать тенденции «бумажного» и «цифрового» сегментов российского рынка периодической печати и выявлять основные причины существующих в обоих направлениях проблем;
- проводить маркетинговые исследования об изменении потребительских предпочтений в отношении медиа потребления в условиях пандемии;
- изучать успешные проекты российских и зарубежных издателей и дистрибьюторов СМИ по достижению эффекта синергии различных платформ и форматов.
Совместно с АКОРТ разрабатывать предложения в адрес торговых сетей для улучшения позиций прессы в ритейле, повышения эффективности продаж и плодотворного взаимодействия между издателями, дистрибьюторами и сетями.
Необходимо активно поддерживать и развивать розничные продажи прессы в отделениях связи «Почты России» за счет расширения и оптимизации ассортимента прессы, применения современных маркетинговых и рекламных инструментов.
Считать целесообразным создать рабочую группу СППИ ГИПП по обеспечению комплекса мероприятий в области пиара и общественных коммуникаций в целях формирования объективного общественного мнения и социальной политики по поддержке печатной индустрии и ее развития.
Принято на конференции «Состояние и перспективы развития системы распространения прессы 2021/2022 в условиях пандемии».
г. Москва, 12 ноября 2020 года