Модератор круглого стола Е.В. Абов, вице-президент СППИ (ГИПП), предложил его участникам в своих выступлениях обратить особое внимание на сложившийся уровень цифровизации подписных сервисов, который, по мнению модератора, не дотягивает до тех уровней, которые сегодня достигнуты в каталожной дистрибуции других оффлайновых товаров.
Огай М.Г., руководитель отдела по работе с издательскими домами Департамента по развитию подписных сервисов и дополнительных услуг «Почты России», рассказала о проблемах, с которыми столкнулась «Почта России» в условиях пандемии, и о том, как они решались. Основными проблемами стали «закрытие» значительной части населения на карантин и другие вызванные пандемией ограничения. Больше всего, по словам выступающей, пострадали научные журналы. «Почта России» максимально усилила работу в онлайн-формате, провела оценку всех своих сервисов и вывела в онлайн те ресурсы, которые это позволяли. Огай М.Г. сделала акцент на онлайн-подписке и методах ее продвижения. Среди инструментов продвижения Огай М.Г. назвала сайт podpiska.pochta.ru, мобильное приложение Почты России, МПКТ, QR-коды со ссылкой на сайт Почты на плакатах и в каталоге. Это способствовало росту числа пользователей и покупателей сайта. Огай М.Г. рассказала об обратной связи с подписчиками и удобных интерфейсах на сайте, об эффективной градации изданий, видео-обзорах материалов, конкурсах в соцсетях, рассылке информации на 10 млн. человек, о проводимых акциях типа «Подари соседу подписку» и др., о предоставлении издательским домам мест для рекламы на сайте Почты России - как о мерах поддержки «Почтой России» онлайн-подписки. «Продвижение онлайн-подписки мы сделали максимально возможным во всех онлайн-форматах. Мы провели четыре декады подписки, в то время как у нас ежегодно шла одна декада», – подчеркнула Огай М.Г.
Оськин А.В., вице-президент СППИ (ГИПП), отметил, что изоляция в условиях коронавируса сделала подписку менее доступной для значительной части населения, особенно, в категории 65+. Он вновь обратил внимание на прекращение гос. субсидий на доставку изданий населению как главную причину сохранения высоких цен на подписные издания. По мнению А.В.Оськина, подписка может стать более доступной за счет дополнительных льгот. «Я хотел бы предложить революционную меру в адрес Почты России и всех издателей: объявить бессрочную льготную подписку для лиц 65+ – путем скидок от Почты России, скидок от издателей, чтобы люди на изоляции почувствовали, что отрасль, государство о них заботится», – сказал он.
По возврату субсидий, считает А.В.Оськин, необходимо продолжать работу с властью. В частности, вооружить главных редакторов ведущих СМИ перед их традиционной встречей с Путиным В.В. внятными и убедительными данными о проблемах подписки и доводами о необходимости возврата гос. субсидий на подписку. Печатное слово несет правду, культуру, потому бороться за подписку надо всеми возможными путями.
Выступивший далее Керов В.В., сопредседатель Экспертного совета по региональным печатным СМИ при Минцифры РФ, напомнил, что обсуждение вопроса о возврате субсидий ведется давно, но без должного эффекта. Он отметил, что отдельные издательские дома увеличили подписку на свои издания. Как пример привел журнал «Думай», назвав причиной успеха активную подписную кампанию. Выступающий обратил внимание, что 70% работающего населения в стране сейчас трудятся в удаленном режиме и объективно заинтересованы в подписке. Керов В.В. рекомендовал уделять внимание продвижению в сети Интернет как электронной, так и оффлайн-подписки. Он предложил создать Рабочую группу по поддержке издателей в развитии подписки, подчеркнув, что отдельные издательские дома не могут развивать институт подписки в одиночку. Возможными инструментами для развития подписки Керов В.В. назвал точечные рассылки, сайты издательских домов, социальные сети и др.
Цыганов С.В., исполнительный директор ООО «Собеседник-Медиа», обозначил такие проблемы на рынке прессы, как закрытие киосков, нежелание ритейла распространять периодическую печать на фоне пандемии, сбои в доставке изданий населению и др. Он назвал институт подписки основным направлением в издательском деле: часть доходов от реализации прессы потеряна и ее нужно компенсировать наращиванием подписки. Докладчик отметил, что различные интернет-ресурсы предлагают бесплатные свежие номера газет и журналов. Это делается для улучшения статистики таких сайтов. Особое внимание Цыганов С.В. обратил на 9,5-10%-ное повышение цен на доставку по каналам Почты России. Традиционная подписка в ИД «Собеседник» работает без сбоев, причем все, что понадобилось для адаптации к условиям пандемии, – это информационная поддержка подписки на двух десятках сайтов. Докладчик поделился опытом работы с электронными версиями изданий и выразил надежду, что рекомендации круглого стола не останутся «очередной бумажкой».
Участник круглого стола из ИД «Медиа-круг» (Екатеринбург) задал выступающим вопрос, как увязать тему субсидий с решением кадровых проблем Почты, в т.ч. с отсутствием нужного числа почтальонов в отделениях связи. Огай М.Г. пообещала, что ситуация будет улучшаться, в предприятиях «Почты России» запланирован рост оплаты труда.
Дубинская С.В., исполнительный директор АРС-ПРЕСС, отметила, что традиционная подписка и традиционные издания не исчезнут, как говорили многие. Выступающая подчеркнула, что не следует противопоставлять подписку и розницу, отметив, что подписка во многом зависит от качества доставки. Докладчица рассказала, что региональным изданиям приходится организовывать подписку своими силами, оставаясь полностью зависимыми в этом плане от Почты России.
В качестве примера нестандартного способа организации подписной кампании Юдина И.Н., Руководитель Департамента по работе с Почтой России ГК «КАРДОС», рассказала, что в ряде регионов «Почта России» проводит расклейку объявлений о том, что почтальон может прийти на дом и оформить подписку. В объявлениях указаны ФИО и телефоны почтальонов. Огай М.Г. добавила, что в некоторых филиалах Почты дни подписки проводятся в формате еженедельных праздников.
Оськин А.В. напомнил слова вице-премьера Белоусова, что пандемия отбросила экономику России на 1,5 года назад. Вследствие этого сокращаются доходы населения. Прогнозы на будущее подписки выступающий обозначил как плохие. По мнению Оськина А.В. следует бороться за перемену общественного мнения об институте подписки и постоянно обращать на эту проблему внимание Администрации Президента и Правительства РФ, Минфина и Минцифры. Выступающий пожелал Экспертному совету Минцифры перестроить свою работу, с упором на эффективную деятельность в интересах всех печатных СМИ России.
Подводя итоги круглого стола, его модератор Абов Е.В. отметил, что назрело много проблем, требующих поддержки и развития института подписки: помимо решения проблемы возврата гос. субсидий и повышения материального стимулирования почтовых работников, отдельный блок проблем связан с необходимостью внедрения новых цифровых технологий в подписные сервисы. Во многих отраслях цифровизация уже изменила приемы и алгоритмы на разных стадиях дистрибуции – от продвижения в целевых группах и приема заказов до доставки конечным покупателям. Е.В.Абов призвал не сводить проблему цифровизации подписки лишь к электронным версиям периодики. Пандемия дала импульс развитию новых онлайновых и мобильных технологий выхода на новых покупателей и получения заказанных ими товаров в удобный им срок и на указанные адреса. В дистрибуции периодической печати, однако, эти инновационные алгоритмы еще не нашли должного применения, как например, это произошло в системе каталожной торговли печатными и электронными книгами, доставки еды и непродовольственных товаров, покупки фильмов через онлайн кинотеатры и других потребительских сферах. Выдвинутая на круглом столе идея создания Рабочей группы по поддержке издателей в развитии подписки, очевидно, должна учесть и это направление работы.
Пресс-служба СППИ (ГИПП)