Деятельность издателей и распространителей периодики и книг носит социально значимый характер и направлена в целом на обеспечение конституционных прав граждан на получение информации, на информирование москвичей о жизни города.
Отмечено, что в столице ведется серьезная и эффективная работа по сохранению системы распространения прессы. Москва стала одним из лидеров среди регионов Российской Федерации по количеству объектов прессы на душу населения.
Правительством Москвы оказаны беспрецедентные меры поддержки отрасли в период пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), что позволило сохранить рабочие места и работоспособность городской системы издания и распространения печатной продукции, также для НТО «Печать» продлены льготы по торговому сбору до 01 января 2026 года.
Участники Форума отмечают следующие тенденции на московском рынке:
-Весомую роль печатных средств массовой информации в информационном пространстве города Москвы.
-Специфику более развитого в московском регионе сегмента бесплатного распространения прессы.
-Концентрацию полиграфического производства в московском регионе.
-Постоянный рост цен на все компоненты полиграфического производства, включая бумагу.
-Активный рост сегмента информационных онлайн-ресурсов и интернет- рекламы в издательском сегменте.
-Экспертами АКАР впервые проведена дополнительная сегментация доходов рекламного рынка на digital составляющую издательского контента и традиционную печатную прессу.
-Сокращение тиражей, количества выходов, закрытие ряда издаваемых и распространяемых периодических изданий, в том числе после введения ограничения передвижения по городу Москве, падение выручки в среднем на 1 НТО «Печать».
-Превышение в городе Москве установленного минимального норматива обеспеченности киосками по распространению периодической печати.
-Ухудшение показателя обеспеченности жителей Москвы книжными магазинами по сравнению с 2019 годом вследствие закрытия книжных магазинов в период пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
-Рост рынка цифровой дистрибуции в книжном сегменте, доли скачивания электронных книг в сети Интернет по сравнению с 2019 годом.
-Рост розничных цен во всех форматах торговли книгами и периодикой.
Участники Форума:
1. Поддерживают усилия Правительства Москвы, направленные на популяризацию и пропаганду чтения, в том числе поддержку средств массовой информации и поддержку книгоиздания в рамках Издательской программы Правительства Москвы, поддержку значимых отраслевых мероприятий – выставок, конференций, фестивалей и т.д.
2. Выражают готовность продолжить активный диалог с Правительством Москвы по вопросу усовершенствования системы распространения прессы в городе, подготовки концепции ее развития, внедрению новых технологий и инновационных услуг для населения.
3. Обращаются к руководству города с просьбой о поддержке отрасли и принятии конкретных мер по следующим направлениям:
3.1.Сохранение практики поддержки издания и распространения периодической печатной и книжной продукции.
3.2.Продолжение работ по мониторингам московского рынка печатных СМИ и полиграфии, распространения периодической печати и логистических услуг, состояния книжного рынка. Ежегодное проведение мониторинга рынка информационных онлайн ресурсов в Москве.
3.3.Совместно с отраслевым сообществом на постоянной основе отслеживать воздействие пандемии на экономику отрасли, по результатам принимать соответствующие решения.
3.4.С учетом предложений отраслевого сообщества рассмотрение вопроса оптимизация сети НТО «Печать», расположенных на территории города Москвы, до 1600 объектов с учетом соблюдения установленного минимального норматива обеспеченности НТО «Печать».
3.5.Совместно с отраслевым сообществом продолжение работы по актуализации схемы и оценки мест размещения НТО «Печать», в т.ч.:
- в зонах дефицита объектов печати: новых станций метро, ТПУ, МЦК, МЦД, на территориях проведенного благоустройства;
- проведение комиссионной оценки, в т.ч. для выработки предложений по предоставлению компенсационных мест в случае изменения градостроительной ситуации, для исключений невостребованных мест размещения.
3.6.Сохранение размещения НТО «Печать» вид «Пресс-стенд» и других мобильных типов НТО «Печать» на территории города в местах дефицита объектов печати в зонах высокого пассажирского траффика.
3.7.Проработка совместно с отраслевым и предпринимательским сообществом предложений по размещению на территории города нового вида НТО «Книги». Проведение эксперимента по эксплуатации опытных образцов.
3.8.Проработка предложений отраслевого и предпринимательского сообщества по расширению ассортиментного перечня сопутствующих товаров, разрешенных к реализации в НТО «Печать», включая предоставление соответствующих планограмм и визуализации размещения товарных групп для разных типов НТО.
3.9.Сохранение для низкорентабельных, но социально значимых объектов печати возможности дополнительного снижения стартовой цены договора в НТО «Печать».
3.10.Рассмотрение вопроса о внесении изменений в Порядок организации и проведения торгов в части введения дифференцированного подхода к определению начальных (минимальных) цен договоров на право осуществления торговой деятельности в НТО «Печать» в зависимости от расположения НТО «Печать» и потенциальной рентабельности.
3.11.В целях создания социокультурного пространства в городе – продвижение книги как одного из основополагающих элементов культуры путем организации серии мероприятий по продвижению чтения с участием ведущих издательств, книготорговых организаций с привлечением широкой общественности.
3.12.Продолжение реализации мер, направленных на поддержку чтения через городские СМИ и путем размещения социальной рекламы.
Участники Форума выражают уверенность в продолжении активного взаимодействия исполнительной власти города с профессиональными отраслевыми объединениями издателей и распространителей периодической печатной и книжной продукции.
Источник: www.mos.ru