На новом месте
Вручение премий в этом году состоялось в отреставрированном Доме журналиста, а не в «Прибалтийской», как было много лет прежде. В старинном особняке нет помещения, где могли бы поместиться сразу все гости и участники церемонии. Поэтому в небольшой зал, где проходило награждение, пустили только «лучших» - номинантов, членов жюри и представителей спонсоров, которые вручали награды. Остальных попросили подождать рядом. Чтобы не скучали – кормили и поили, показывали трансляцию премии на экранах.
Самих героев вечера угощениями тоже не обделили. Для них столы накрыли еще в одной отдельной комнате, которую охраняли от набегов гостей до окончания раздачи «золотых перьев».
Формальный скандал
Кулуарные обсуждения на тему «не тех наградили» - неотъемлемая часть любого «Золотого пера». Но на сей раз возникла проблема – «не тех зарегистрировали».
Например, оказалось, что журналист Артем Мельник пытался подать заявки в разные номинации, отправлял тексты, опубликованные в «Таких делах» и в «Батенька, да вы трансформер». Но их не приняли даже на рассмотрение жюри, так как оба проекта – не зарегистрированные СМИ. Такой отказ у Артема вызвал логичный вопрос – почему авторам незарегистрированной «Бумаги» можно участвовать в конкурсе, а ему нет?
В положении о «Золотом пере» действительно есть пункт, который гласит: «На Конкурс могут быть представлены материалы (впервые опубликованные в 2018 году) сотрудников средств массовой информации Санкт-Петербурга и Ленинградской области, местных и региональных представительств общенациональных и иностранных СМИ…» Но прежде на это часто закрывали глаза. Участвовали и получали награды проекты, которые СМИ юридически не являются.
Попросили прокомментировать эту ситуацию председателя жюри, генерального директора «Бумаги» Кирилла Артеменко:
- Я обсуждал этот вопрос с организаторами. Сейчас сложилась по сути несправедливая ситуация: есть издания без регистрации, которые участвовали в «Золотом пере» в прежние годы, и на это не обращали прежде внимания, эти же издания смогли участвовать и в этот раз. А издания, на которые обратили внимание, потому что они впервые пришли в этом году, – те не были допущены. Для меня вообще никакого значения не имеет, есть у СМИ регистрация или нет, на мой взгляд, это вообще атавизм. И «Бумага» не зарегистрирована как СМИ, но мы участвуем в «Золотом пере» уже пять лет, и выигрывали. Не принимать заявки от незарегистрированных как СМИ претендентов, было решено оргкомитетом, но я не был в курсе этого до последнего дня. Я уже обсудил эту проблему с оргкомитетом, после окончания конкурса в апреле мы планировали пересматривать положение о конкурсе. Не знаю, как я буду участвовать в этой работе, но мне важно, чтобы это правило было скорректировано.
Культурный сюрприз
Еще одна странность, на которую обратили внимание те, кто следил за ходом борьбы на конкурсе. 14 марта на сайте «Золотого пера» появились шорт-листы претендентов. В номинации «Культура» их было трое: Илья Казаков с «Фонтанки.ру», Венера Галеева оттуда же и Виталий Котов из «Собаки.ру».
Чуть позже, без объяснений, появился четвертый номинант – коллектив авторов: Евгений Попов, Артем Графчиков, Александр Живага из студии «ПМГ» с документальным фильмом «Двойной портрет. Самодержец и вождь».
Они в итоге и стали победителями конкурса.
Не надо ёрничать
Первые лица города и области в этом году «Золотое перо» не посетили.
Спецприз губернатора (в данном случае врио губернатора) вручала вице-губернатор Любовь Совершаева. В ее речи о работниках СМИ звучали такие слова, как «скромность, обаяние и интеллигентность», а еще было отмечено, что достойный награды Смольного журналист «никогда в своей карьере не позволял себе ёрничать ни по какому вопросу… Он решает вопросы тихо, тактично и настойчиво». Этим скромным и тихим оказался фотограф Валерий Лозовский.
Спецприза губернатора Ленобласти удостоился журналист петербургской редакции НТВ Александр Щерба.
Специальный приз Законодательного собрания Ленинградской области отправился к руководителю Тихвинского ТВ Елене Зиминой. Городской ЗакС журналистов не награждал.
Героиня вечера
Пожалуй, главным вопросом вечера стал – «Дадут уволенной из «Коммерсанта» за критику Беглова Марии Карпенко «Золотое перо» или нет?».
В номинации «Политика», которую разыграли первой, не вручили. В ней победил Иван Воронцов из «ДП». Он сделал интервью с «коллективом анонимов», которые ведут Telegram-канал «НЕЗЫГАРЬ» - «Самый загадочный telegram-канал НЕЗЫГАРЬ - о новой нефти, мастере интриги в Кремле и деградации мессенджера».
Острую тему увольнения по политическим мотивам не поднимали почти до середины премии. Первым о Маше напомнил со сцены фотокор Давид Френкель, победивший в номинации «Фото» за репортаж с митинга против пенсионной реформы. Снимки вышли в «Коммерсанте». Давид, получая «Золотое перо», поблагодарил Машу за то, что она его в эту газету и привела.
За «Новые медиа» премию вручали почти в самом конце церемонии (грамотно затянув интригу). И все-таки наградили создателей канала «Ротонда» - Марию Карпенко и Ксению Клочкову. Кажется, когда номинантов и победителей отпустили из наградного зала к остальным гостям «ЗП», девушек поздравляли, обнимали и целовали больше всех остальных.
Под занавес
«Золотое перо» в номинации «За вклад в развитие журналистики» получил соредактор журнала «Звезда» Яков Гордин. Символично получилось, учитывая, что недавно он заявил, что этот год может стать последним для старейшего издания России.
«Гран-при» журналистского конкурса выиграла журналист «Новой газеты в Санкт-Петербурге» Ирина Тумакова.
Полный список победителей премии «Золотое перо» – 2018
Номинация «Политика» - Иван Воронцов, «Деловой Петербург»
Номинация «Областное событие» - Валерий Фенев, ЛОТ
Номинация «Гражданское общество» - Татьяна Лиханова, «Новая газета в Санкт-Петербурге»
Номинация «Расследование» - Светлана Зобова, «Новая газета в Санкт-Петербурге»
Номинация «Человеческая история» - Владислав Чирин, «Бумага»
Номинация «Фото года» - Давид Френкель, «Коммерсантъ»
Номинация «Экономика» - Анжелика Тихонова, «Деловой Петербург»
Номинация «Культура» - Евгений Попов, Артем Графчиков, Александр Живага, студия «ПМГ»
Номинация «Телевидение» - Николай Булкин, НТВ
Номинация «Спорт» - Иван Лосев, Александр Буренин, телеканал «Санкт-Петербург»
Номинация «Новые медиа» - Мария Карпенко, Ксения Клочкова, Telegram-канал «Ротонда»
Номинация «За вклад в развитие журналистики» - Яков Гордин, «Звезда»
«Гран-при» - Ирина Тумакова, «Новая газета в Санкт-Петербурге»
Прямая речь
Председатель жюри конкурса «Золотое перо» – 2018 Кирилл Артеменко:
- Я участвовал в этом конкурсе как журналист много раз. В 2010 году оказался в числе претендентов в номинации «Перспектива». Для меня это было честью. Когда позвали стать председателем жюри, не мог отказаться. «Золотое перо» - это не только конкурс, но и шанс поговорить о том, что происходит в профессии, с коллегами, потому что журналистское сообщество в городе не сказать, что очень сплоченное. И для меня возможность встретиться и обсудить - главная ценность этой премии.
Прежде у меня не было вопросов к процедуре голосования и выбора победителей. В этот раз я смог увидеть этот процесс изнутри. Понятно, что, как и любой конкурс, он субъективен. Люди голосуют за тех, кто им нравится. И нельзя сказать, что мнение конкретного человека из жюри – это последняя инстанция по поводу качества журналистики. Нет, это просто его личная симпатия к конкретной работе и человеку.
Однако при таком количестве судей (в жюри в этом году был 51 человек – ред.) принцип голосования «за своих» не работает. Состав жюри достаточно разнородный, в него входят люди с разным представлением о том, как правильно, красиво, хорошо, качественно нужно работать. И пока нет монолита в этой тусовке, пока она состоит из специалистов из разных сфер, изданий, разного возраста, получается сглаживание углов при голосовании.
Я видел ситуации, когда члены жюри, выдвигавшие конкретного номинанта, не голосовали за него в качестве участника шорт-листа, так как сочли, что другие представленные работы сильнее. Я сам устранился от голосования в номинации «Новые медиа», где был заявлен и проект «Бумаги». Я просто попросил мой голос не считать. Было бы странно, если бы я отдал его не за своих коллег. Неужели я не считаю их достойными премии?
В целом мне понравилось. Я считаю, что «Золотое перо» - важный конкурс. Он должен существовать. Но важно его плавно реформировать, это лучше, чем сказать, что он не интересный, и вообще от него отказаться.
Источник: Лениздат.Ру