Модератор круглого стола – Холодняк В.В., генеральный директор ООО «ЮгМедиаПресс» – в своем вступительном слове отметила, что дистрибуция прессы в ритейле – это достаточно тяжелый и низкорентабельный бизнес, который имеет принципиальные особенности. Прежде всего это связано с тем, что пресса – это скоропортящийся продукт, который надо доставлять в магазины самообслуживания на всей огромной территории России. Нам часто возражают, что молочные изделия – это тоже скоропорт, сказала она, но поставщики с ним справляются, при этом они забывают, что «молочка» производится в каждом регионе, а журнальная продукция на 90 процентов производится в Москве.
Второй важной проблемой является создание в стране равных условий работы для всех дистрибьюторов, поставляющих прессу в ритейл, при этом должна быть обеспечена абсолютная прозрачность в работе на этом рынке, с абсолютно равными условиями деятельности. Очень важно, чтобы для продажи прессы в ритейле были созданы такие же условия, как для товаров первой необходимости, скоропортящихся товаров.
В недавнем прошлом в нашей отрасли функционировал координационный совет дистрибьюторов прессы, возглавляемый Григоряном Г.С., который проводил большую и полезную работу. К сожалению, подобной структуры сейчас нет, а необходимость в ней реально ощущается. Негативное влияние на сотрудничество дистрибьюторов с ритейлом оказывают некоторые издатели, которые пытаются установить прямые двухсторонние связи с сетями минуя распространителей, и будучи недостаточно компетентными в отношениях с данными структурами, часто наносят ущерб всему процессу распространения изданий, включая их собственные.
Холодняк В.В. положительно оценила усилия, предпринимаемые группой издателей во главе с руководителем ИД «Бурда» Юргеном Ульрихом, по выработке кодекса взаимодействия между издателями и дистрибьюторами на рынке. Издатели должны понимать, что их продукция закономерно должна иметь разные цены в разных регионах страны с учетом больших затрат на логистику, как это происходит с доставкой прессы и у Почты России. Надо принимать во внимание, что ситуация на рынке сложная, ряд дистрибьюторов разоряется и банкротится, но я верю, что у прессы есть будущее, и мы должны общими усилиями укреплять нашу отрасль, отметила она.
Ибрагимов В.Р., директор ООО «Пресса-Импекс», заметил, что между издателями и дистрибьюторами наблюдаются определенные противоречия, так как дистрибьюторы нацелены на получение доходности, а издатели – на рост тиражей, потому что большие тиражи – это приток рекламы. По его мнению, розница дает издателю значительно меньше доходов, чем реклама. Холодняк В.В. не согласилась с этим мнением, заметив, что регионах ситуация обратная: рекламные доходы очень низкие, а главные денежные потоки формируют продажи прессы. Кислова М.Н., руководитель департамента по развитию подписных сервисов и дополнительных услуг, Блок почтового бизнеса ФГУП «Почта России», отметила, что у изданий, прежде всего газет, есть различные источники доходов, в том числе дотация из региональных бюджетов. Это, как правило, социально значимая пресса, ориентированная на специальные группы населения.
Пчелкин Д.А., генеральный директор ООО «Экспресс-Медиа», высказался о том, что оптимизм Холодняк В.В. в отношении ситуации в отрасли во многом обусловлен большой и успешной работой ее предприятия на юге России, высоким профессионализмом воспитанных ею кадров и хорошим уровнем сотрудничества с издателями и ритейлом.
Оськин А.В., вице-президент СППИ ГИПП, высказался за назревшую необходимость поправок в Закон о торговле в части льгот для печатной продукции в ритейле, включая сроки выплат за продажи и обязательное присутствие прессы в сетях магазинов самообслуживания. Он также поддержал идею Холодняк В.В. о необходимости налоговых льгот на доставку прессы до ритейла.
Участники круглого стола обменялись мнениями и по ряду других вопросов, актуальных для реализации прессы в ритейле, в том числе:
•Отношение ритейла к прессе и книгам: доходность или убытки
•Какие нужно осуществить меры для расширения объема и качества продаж печатной продукции в ритейле;
•Нужно ли придать печатной продукции в ритейле статус социально-значимого товара?
•Корректировка закона «О торговле» в интересах издателей и распространителей – почему ритейл против?
•Применим ли зарубежный опыт по увеличению продаж товаров народного потребления в магазинах самообслуживания в результате взаимодействия издателей, дистрибьютеров и ритейла?
•Маркетинговые инструменты и новые технологии в увеличении продаж печатной продукции в ритейле.
Подводя итоги круглого стола, Холодняк В.В. отметила важность прозрачности отношений между издателями, дистрибьюторами и ритейлом. Она подчеркнула необходимость постоянного диалога с властями для введения дополнительны мер по господдержке прессы и более эффективному взаимодействию издателей и дистрибьюторов.
Пресс служба СППИ (ГИПП)