Медиафорум в Турции: круглый стол о проблемах издательского дела и его будущем

В рамках медиафорума СППИ ГИПП в Турции состоялся круглый стол по проблемам издательского дела «Актуальные проблемы издательского рынка в России в аспекте современного зарубежного опыта развития медиаотрасли».

Модератор круглого стола Мосолова Е.О., директор по распространению АО «Редакции газеты «Вечерняя Москва», в своем вступительном слове представила обзор рынка печатных СМИ России. Она отметила, что наблюдается общее падение подписных и розничных тиражей по рынку. А, по данным АКАР, сокращение общих объёмов рекламы в рублях в 2018 году в печатных изданиях в центральной прессе составило 7%. Это, а также повышение цен на полиграфическую бумагу крайне отрицательно сказалось на издательском деле. Серьезные проблемы возникли во взаиморасчетах между дистрибьюторами и издателями за проданные тиражи. Наша общая задача – проанализировать положение дел в индустрии и выработать предложения по поддержке отрасли, отметила Мосолова Е.О.

Холодняк В.В., генеральный директор ООО «ЮгМедиаПресс», отметила, что серьезным фактором падения спроса на прессу является существенное снижение уровня доходов населения особенно на периферии. Она привела примеры: по разным регионам страны спрос упал от 10 до 25%, а на одном из направлений Смоленской области падение составило 70%! 

Кислова М.Н., руководитель департамента по развитию подписных сервисов и дополнительных услуг, Блок почтового бизнеса ФГУП «Почта России», поддержала высказанное беспокойство в связи с падением доходов населения, но отметила, что прямой связи между уровнем дохода и спросом на прессу нет. Она привела несколько примеров по регионам РФ, которые находятся на последних местах по рейтингу качества жизни, но в которых отмечаются очень хорошие результаты по количеству подписок на тысячу жителей. К примеру, в Алтайском крае более 160 подписок на 1000 жителей, а в Московской области, находящейся на 3 месте по рейтингу, подписка очень низкая – всего 16 экземпляров на тысячу жителей. Издатели часто прибегают к размещению своих газет в интернете, но иногда совершают ошибку в ценообразованиии. Электронная версия издания должна быть по-любому дороже печатной версии, в противном случае может начаться падение спроса на продаваемый тираж.

Холодняк В.В. добавила по этому поводу, что есть регионы, где представленность прессы ограничена, да и в прошлом году и ритейл вовсе вывел прессу из ассортимента: например, в Северной Осетии, Кабардино-Балкарии. Поэтому, как говорится, подписке и карты в руки. 

Оськин А.В., вице-президент СППИ ГИПП, рассказал о судьбе одной их региональных газет – «Нижнекамское Время», которая перестала выходить в свет 2 недели назад. Просуществовав на рынке 20 лет и имея в прошлом тираж 70 тыс. экземпляров, газета стала умирать, а упав до тиража в 1000 экземпляров, прекратила свое существование в бумажной версии. У издателя была цепь глубинных ошибок: газета не менялась, не шла навстречу новым информационным потребностям населения и поэтому стала нерентабельна. Главное в издательском деле – создавать уникальный и конкурентоспособный контент. Нет такого контента у издания – не будет спроса, не будет тиражей, не будет дохода. Некоторые издания совершают грубейшую ошибку, когда на своих сайтах размещают материалы, аналогичные публикации в бумажных копиях. Это убивает продажи. 

Ибрагимов В.Р., директор ООО «Пресса-Импекс», поддержал идею о приоритетном значении уникального контента для судьбы издания, но отметил, что на печатные СМИ и их судьбу влияют и другие факторы, в частности, логистика и маркетинговые инструменты, промоушен и т.д. Он позитивно оценил наличие рекордных тиражей «Вечерней Москвы» и отметил, что компания правильно позиционирует свои издания на рынке прессы, и они пользуются читательским спросом.

Участники круглого стола обсудили ряд других вопросов, оказывающих влияние на издательское дело, обеспечивающих его успех или поражение, в частности:

•Проблемы дистрибуции прессы и платежей. Кто виноват и что делать?

•Причины падения тиражей газет и журналов: изменения спроса, консервативный контент, отсутствие промо-акций и др.

•Издательское дело и Интернет. Способна ли «цифра» спасти «бумагу»?

•Помощь государства издательскому делу. С чего начать?

•Подписка на издательский контент в электронной версии. Почему в России это не всегда получается?

Подводя итоги работы круглого стола, Мосолова Е.О. вновь вернулась к опыту газеты «Вечерняя Москва», имеющей рекордные тиражи в столице. Модератор отметила, что очень важно вместе с дистрибьюторами обеспечивать эффективную систему распространения, промоушен через электронную подписку и рассылку материалов издания, проводить фокус-группы для оценки меняющегося спроса населения, словом, не терять связь с жизнью. Очень важно сочетать эффективное взаимодействие «бумаги» и «цифры», чтобы продажи электронных версий изданий не оказывали негативное воздействие на продажи бумажных копий, а контент как продукт работы редакции в режиме конвергентности должен позволять осуществлять коммуникацию различных целевых аудиторий всех медиаактивов: пользователей сети Интернет, зрителей сетевого вещания и читателей бумажной прессы. 

 

Пресс служба СППИ (ГИПП)

 

У вас недостаточно прав для комментирования