Ведущий круглого стола Ибрагимов В.Р., директор ООО «Пресса-Импекс», отметил, что в настоящее время сокращаются доходы и у издателей, и у распространителей, поэтому многие видят спасение бизнеса в его диверсификации. На мой взгляд, сказал Ибрагимов В.Р., сохранение бизнеса издателей во многом связано со специализацией издания, его концентрации на определенные целевые аудитории и сегменты рынка. В этом случае издатель может стать в своей тематике экспертом номер один. Поэтому подобные выпуски делаются чрезвычайно востребованными, и им нет замены. Например, издательский дом «Актион» имеет четкую специализацию и поэтому весьма успешен. Примерно то же можно сказать про «Вечернюю Москву», которая имеет в качестве своей специализации удовлетворение информационных потребностей москвичей. И издание это делает лучше всех.
Холодняк В.В., генеральный директор ООО «ЮгМедиаПресс» заметила, что журнал данного издательского дома «Главный бухгалтер» не очень востребован на рынке, а вот журнал «Генеральный директор», безусловно, является уникальным и неповторим изданием. А соответствующие материалы в интернете не являются заменой этих изданий, так как для многих регионов РФ они недоступны ввиду своей дороговизны или отсутствия интернета.
Оськин А.В., вице-президент СППИ ГИПП, заявил, что диверсификация бизнеса – понятие более широкое в том смысле, что издатель или дистрибьютор начинают заниматься непрофильным бизнесом. Например, издатель – фермерским хозяйством, а дистрибьютор – логистическими операциями и поставками, к примеру, косметики в супермаркеты. Холодняк В.В. поддержала данную модель диверсификации, заметив, что сегодня дистрибьютор выживает благодаря поставкам сопутствующих товаров, а киоск прессы – в связи с реализацией товаров импульсного спроса или услуг. Даже издательский дом «Бурда» стал заниматься экспортом игрушек из Китая, что является важной формой развития собственной экономики и сдерживает рост цен на журналы. Оськин А.В. поддержал Холодняк В.В., заметив, что такой же пример диверсификации бизнеса есть и в издательском доме Hearst Shkulev Media. Он приобрел значительное число сайтов объявлений в регионах РФ, которые в настоящее время дают хорошие доходы, позволяющие развивать журнальный бизнес. Аналогичный подход реализуется в ООО «АРПИ «Сибирь». Это предприятие успешно занимается логистикой, перевозкой различных грузов, а не только печатной продукции, тем самым укрепляя свою экономику.
Ибрагимов В.Р. в качестве примера специализации бизнеса привел компанию «Урал-пресс», которая кроме осуществления подписки и доставки изданий занимается еще и доставкой и выдачей через курьеров различных отправлений. Это новое направление выросло из той логистики, которую ООО «Урал-пресс» выстраивало много лет. Мы эту диверсификацию рассматриваем как развитие своей компетенции в очень близком к нам направлении, отметил выступающий. Доставка товаров – это развитие нашей компетенции в области логистики. Это не доставка игрушек из Китая или приобретение информационно-рекламных сайтов, а сохранение нашей специализации.
Оськин А.В. в качестве одной из возможных моделей диверсификации дистрибьюторского дела, привел установку в зарубежных странах, в местах проживания большого числа русскоязычного населения, специальных терминалов по распечатке бумажных газет в день их выхода. Я видел такие терминалы, например, в Вашингтоне, сообщил он. Стоимость газеты «КоммерсантЪ», к примеру, была 10 долларов. Но те, кто любят эту газету, на такие затраты шли. В Лондоне проживают 300 тыс. русских, и снабжать их ежедневно «Вечерней Москвой» было бы очень интересно, а если взять комплект изданий, то и окупаемо. Такую же схему можно было бы применить на Брайтон-Бич в Нью-Йорке. Кстати, в Лондоне в прошлом году стала выходить русскоязычная газета для детей. Есть спрос, появляется и предложение.
Пчелкин Д.А., генеральный директор ООО "Экспресс-Медиа", в качестве примера диверсификации медиабизнеса рассказал об имиджевом распространении газет и журналов. В этих целях в местах массового движения россиян, например, в аэропортах, устанавливаются специальные стойки с изданиями, где пассажиры могут бесплатно получить прессу и позднее ее изучить. Этой формой продвижения своих изданий успешно пользуется, к примеру, «Учительская газета», «Литературная Россия» и др. Зачастую люди, особенно молодежь, даже не подозревают о существовании многих изданий и о том, что на них существует подписка, а благодаря имиджевому распространению тиражи газет и журналов растут.
Кислова М.Н., руководитель департамента по развитию подписных сервисов и дополнительных услуг, Блок почтового бизнеса ФГУП «Почта России», затронула тему о конверсии имиджевого распространения прессы, т.е. стоимости привлечения одного клиента. Если издание выставляется на имиджевых стойках, и издатель за это платит, возникает вопрос об эффективности данных вложений. Поэтому очень важно при любом проекте просчитывать экономику, подходить к этому вопросу комплексно, принимая во внимание возможное дополнительное привлечение рекламодателей благодаря имиджевому распространению.
В ходе круглого стола был рассмотрен и ряд других вопросов, в том числе:
•Сокращение доходов на рынке прессы и возможные пути спасения бизнеса у издателей и распространителей.
•Формы дифференциации бизнеса у издателей. Допустимые пределы отхода от создания контента.
•Формы дифференциации бизнеса у дистрибьютеров прессы: логистика, продажи сопутствующих товаров или фермерство?
•Создание многопрофильного холдинга с группой юридических лиц – поможет ли это медиаотрасли?
•Есть ли пределы дифференциации медиабизнеса? Не убьет ли это медиаотрасль?
Подводя итоги круглого стола, Ибрагимов В.Р. отметил, что дискуссия прошла очень содержательно и полезно. Она выявила, что диверсификация медиабизнеса весьма полезна и реализуется в двух направлениях – в сохранении своей специализации в рамках отрасли и в освоении новых форм бизнеса, напрямую с медиа не связанных. В любом случае, надо концентрироваться на сокращении издержек, повышении рентабельности и укреплении экономики.
Пресс-служба СППИ ГИПП