Выступление президента СППИ ГИППП С.Н. Моисеева на парламентских слушаниях по проблемам прессы

Ситуация в печатной индустрии сегодня не проста во всем мире.  Изменение привычек медиапотребления, уход молодой аудитории в цифровые каналы получения информации – все это естественным образом сказывается на востребованности бумажных носителей, а значит, на тиражах изданий и в целом – на уровне рентабельности издательского бизнеса во всех его звеньях и во всех странах.

Однако у нас в стране падение рынка прессы приобрело угрожающие масштабы, и вызвано это, к сожалению, не только глобальными тенденциями. 

В рамках сегодняшнего короткого доклада сложно проанализировать все проблемы отрасли, в которой работает более 800 тысяч человек, и которая не только составляет почти 4 процента национального ВВП, но кроме этого несёт в себе информационно-воспитательную задачу и во многом обеспечивает информационную безопасность государства.

Как показало исследование компании «Медиаскоп», проведенное по заказу отраслевого сообщества два года назад, чтение прессы - это устойчивая потребность, сознательный и притом оплаченный выбор, качественный и многократный контакт. Аудитория лояльна изданиям: от 65% до 83% читателей, в зависимости от категории изданий, обращаются к газетам и журналам с прежней регулярностью либо читают даже больше, чем раньше. И воспринимают прессу как источник информации, экспертизы, вдохновения, идей и рекомендаций, поскольку здесь нет фейковых сообщений, печатные СМИ публикуют информацию, проверенную редакцией и подтвержденную экспертами, им можно доверять. 

Между тем за последние 5 лет количество зарегистрированных Роскомнадзором печатных СМИ сократилось почти на 21% -  с 63,5 тыс. наименований до 50,5 тыс. С рынка ушло более 13 тыс. изданий! В том числе весьма авторитетных. И это не только рекламные и новостные издания. В последнее время уходят с рынка нишевые, в большей степени региональные. СМИ. Это может привести к тому, что на рынке останутся лишь телегиды и кроссворды. 

Идет сокращение рабочих мест журналистов. За пять лет - на 20%, и  прогнозы не утешительны: снижение доходов в прессе в 2019 году приведет к потере еще 10 процентов.

Если разобрать ситуацию детально, то станет очевидно, что те законы и правила, которые принимались в последние годы властями различных уровней в отношении печатной прессы в России, послужили ей далеко не во благо.

Одни только законодательные запреты и ограничения на рекламу привели к сокращению рекламных бюджетов печатных СМИ за пять лет более чем на 50%, причем основные потери произошли из-за законодательных решений в 2014 году. 

Да, мы наблюдаем сложные процессы в экономике, которые не позволяют нарастить сегодня объёмы рекламы.

Наверное, сложно вернуться к рекламе табака. Но мы надеемся на помощь законодателей в либерализации рекламного законодательства в отношении алкоголя, БАДов и медицинских препаратов и услуг. Для прессы это чрезвычайно важно. 

Сократились бюджеты, а значит, издатели вынуждены оптимизировать тираж изданий, ведь только благодаря рекламным поступлениям был возможен выпуск больших тиражей по доступным для населения ценам. 

За эти годы реализованные тиражи печатных СМИ сократились на 38%. Розничные продажи - на 40%, подписные тиражи - на 35,8%.

Катастрофическое падение именно розничных тиражей, а они занимают в общих продажах 64%, связано, в первую очередь, с разрушением инфраструктуры распространения печатных СМИ. 

Количество специализированных точек продаж, к которым, прежде всего, относятся киоски прессы, уменьшается стремительно. Против них идет настоящая война. За 5 лет почти каждый пятый киоск был закрыт или снесен.

В 2014 году в России насчитывалось 29 тыс. киосков и павильонов прессы. Сейчас работает только 16 тысяч, остальных больше не существует (минус 42,7% по отношению к 2014 году). 

Причём эти процессы характерны для всех регионов России. Только за прошлый год ГИПП получил более 100 писем из крупных городов России с просьбой о помощи. Однако наши обращения в адрес местных властей в большинстве случаев остаются без ответа или получают формальную отписку.

Россия значительно отстает от развитых стран мира по обеспеченности населения объектами печати. В Европе этот показатель составляет до 8 объектов на 10 тысяч населения, у нас - 2,5 точки. 

Вопрос нестационарный торговли прессой, на наш взгляд, является наиболее болезненным для отрасли и нуждается в срочной разработке нормативной базы. Даже в экономически благополучных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, остаётся слишком много нерешенных вопросов. 

Необходимо срочно принимать поправки в законодательство, позволяющие расширять ассортиментный перечень, предоставлять на льготных условиях аренду земли и площадей и вести бизнес на долгосрочной основе, без постоянного изменения правил игры, вне зависимости от прихотей или вкуса местных чиновников.

Ведь только на аренду в большинстве точек тратится более 34% от общих затрат, что делает такой бизнес практически нерентабельным. 

Пресса является товаром импульсного спроса, и во многом решить экономические проблемы распространителей можно грамотным размещением торговых киосков прессы, чему зачастую препятствует муниципальное законодательство.

Частично компенсировать потери от торговли в нестационарных объектах могли бы сетевые ритейлеры. Но сегодня пресса реализуется лишь в 17 тысячах магазинов, что составляет 22% от общего количества точек. Обосновывая свои решения низкой маржинальностью, торговые сети закрывают места продаж прессы. Сроки возврата денежных средств за реализацию печатной продукции превышают все разумные нормы и доходят до полугода, что подрывает и без того тяжелую экономику издательских домов. Ассортиментный перечень в сетях оставляет желать лучшего. Если в киосках прессы ассортимент достигает 1 тысячи наименований газет, журналов и книг, то по всем форматам сетевого ритейла - порядка 200.

Мы обратились к Президенту. Сегодня обращаемся к представителям Минпромторга, депутатам. Необходимо совместно с отраслевыми  сообществами издателей и ритейлеров разработать актуальные нормативы и внести изменения в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности». В соответствии с этими поправками магазины сетевой торговли необходимо обязать реализовывать печатные СМИ согласно выработанным нормативам, и приравнять прессу по условиям реализации к скоропортящимся продовольственным товарам, что позволит оптимизировать сроки оплаты за реализованные тиражи.

Для нашей страны традиционно средством общения редакции с читателем была подписка. Эта система удобна и жителям (в частности, удаленных регионов), и издателю - он получает деньги вперед и может более-менее уверенно планировать хозяйственную деятельность. Особенно такая система была выгодна районным и городским газетам. Где подписка составляет 90% распространения тиража.

Вся логика подписной модели традиционно строилась на доступности прессы для читателя. И до 2014 г. услуга по доставке подписных тиражей населению, которую исторически в нашей стране оказывает ФГУП «Почта России», как основной оператор на рынке подписки, получала субсидию от государства в размере до 3,5 млрд. руб. ежегодно.

Сейчас, как мы все знаем, эта субсидия аннулирована, тарифы увеличились почти в три раза и продолжают повышаться. Падение подписных тиражей составило 35,8%. Ведь в цене подписного издания в подавляющем большинстве случаев доминируют именно почтовые расходы, а не производственные затраты издателя. 

Да, в последние годы существует список социально значимых изданий, которые получают скидку на доставку. Список охватывает лишь 2,5 тыс. наименований. Почта на эти цели тратит около 1 млрд. рублей.

На мой взгляд, для сохранения изданий, особенно региональной прессы, этого явно не достаточно.

Хотел бы с вашего разрешения вернуться к цифре 3,5 млрд. рублей. С 2014 года прошло 5 лет, через Роспечать государство выделяет поддержку печатным СМИ в районе 500 млн рублей. 1 млрд компенсирует Почта, прибавим инфляцию и зададим вопрос: почему, несмотря на сложную экономическую ситуацию в отрасли и инфляцию, государство стало выделять печатным СМИ России денег в несколько раз меньше, чем раньше.

Во многих зарубежных странах поддержке системы распространения прессы уделяется особое внимание – чтобы обеспечить гражданам равный доступ к информации. И в нашей большой стране это должно стать приоритетной задачей. 

Но сегодня выходит, что подписная периодика – для обеспеченных людей, а не для рядовых россиян.

Говоря о финансовой поддержке печатной прессы в России, хотел бы обратить внимание присутствующих на самую незащищенную и уязвимую часть периодики - детскую прессу. 

В последние годы потеряна значительная часть изданий, которые любили дети. Причины, конечно же, экономические. «Веселые картинки», «Клепа», «Миша»... Список можно продолжать... Я думаю, что следующие выступающие коллеги меня дополнят, но хотел бы напомнить: дети - это будущие читатели взрослых СМИ, это будущее нашей страны.

Уважаемые коллеги, мы сегодня говорим об индустрии печати. И одной из самых серьезных проблем этой отрасли являются непосильные производственные расходы.

Издательское сообщество не раз обращалось к руководству страны, Правительству, производителям бумаги с просьбой о проведении сбалансированной политики ценообразования, которая бы соответствовала экономическим возможностям издателей. 

С 2014 года офсетная бумага подорожала на 57%, мелованная на 46%. Особенно тревожит ситуация с газетной бумагой, цены на которую поднялись почти на 70%. 

С конца 2017 г. на мировом рынке начала дорожать целлюлоза, которая входит в композицию при производстве бумаги, и отечественные ЦБК переориентировали производство на поставки целлюлозы и газетной бумаги за рубеж. 

При этом на внутреннем рынке объемы газетной бумаги жестко квотируются, бумаги не хватает, производители стремятся снова повысить цены. В 2018 году цены поднимались трижды, и сейчас составляют от 38 000 руб. с НДС за тонну. 

При этом доля затрат на бумагу в себестоимости газетного производства сегодня порой превышает 85%, краска – 8%, офсетные пластины – 4%. 

В настоящий момент на рассмотрении подкомиссии по таможенно-тарифному, нетарифному регулированию и защитным мерам во внешней торговле находится экономическое обоснование и заявка о снижении ввозных таможенных пошлин до 5% на мелованную журнальную бумагу. 

В разное время, начиная с 2010 года, пошлину на нее несколько раз снижали до 5%, но на временной основе. 

Каждый раз в периоды временного действия сниженной пошлины наблюдалось переразмещение заказов на печать в российские типографии. Но для стабилизации рынка СМИ, для устойчивого перетока заказов из-за рубежа в Россию, необходима постоянная сниженная пошлина. Просим поддержать введение 5% ввозной таможенной пошлины на журнальную бумагу на постоянной основе. На остальные бумаги 5-процентные пошлины уже действуют постоянно.

Говоря о предприятиях печатной индустрии, не могу не коснуться и полиграфии. Положение дел показывает, что полиграфия, как отрасль, оказалась вне ведомственной принадлежности. А ведь это достаточно сложная и, увы,  полностью  импортозависимая отрасль.

В нашей стране полностью отсутствует отраслевая статистика, не производятся ни полиграфическое оборудование, ни комплектующие, ни расходные материалов. Последняя приобретённая газетная машина была ввезена в Россию 7 лет назад.

Ежегодно закрываются десятки типографий. В этом году была закрыта крупнейшая типография России «Экстра-М».

Нуждаются в регулирующих документах и помощи не только медийные полиграфические предприятия, но и упаковочное производство.

Мы обращаемся к соответствующим органам с просьбой обратить внимание на эту проблему.

Издатели, как никто, знают все сложности экономической ситуации в стране. Понимаем трудности выделения дополнительных средств для отрасли. Поэтому возможность государства помочь индустрии мы видим, прежде всего, в оптимизации расходов издателей.

Один из путей решения проблем – повысить списание непроданного тиража, неизбежной процедуры для каждого издателя и распространителя. 

Сейчас согласно пп. 44 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ для целей налогообложения в состав расходов можно включить списанную печатную продукцию на сумму, не превышающую 10% стоимости не реализованного в течение установленного срока тиража. 

Мы же понимаем, что в нынешней ситуации, самое оптимистичное списание – не менее 30 процентов!

С этой просьбой ГИПП обратился к президенту. Надеемся на понимание и поддержку в этом вопросе Госдумы, Министерства финансов и Минкомсвязи России.

Существенной помощью издательскому сообществу станет и снижение налоговой нагрузки на Фонд оплаты полностью интеллектуального труда издателей и журналистов СМИ. 

Льготы издателям поэтапно отменялись с 2011 года, что, на наш взгляд, было не совсем оправданно. Оплата труда - это основная статья расходов для издательской отрасли, занимающая от 50% до 80%. Поэтому любой налог на фонд отплаты труда (ФОТ), по сути, превращается в оборотный налог, а на каждый рубль, выплаченный работнику (вместе с 13% НДФЛ), приходится до 50 копеек «зарплатных» налогов. 

Минкомсвязи уже добивалась льгот для работников IT-отрасли: на период до 2023 года включительно для них предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов в размере 14% (на ОПС - 8%, на ОМС - 4%, на обязательное соцстрахование - 2%).  Попробуем еще раз пройти этот путь.

Мы обращаемся за поддержкой в этом вопросе и к депутатам. Организации, работающие в сфере СМИ, сегодня платят взносы полностью – 30,2% от ФОТ.

Наше профильное министерство теперь называется Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Между тем в России нет системы поддержки инновационных издательских проектов, разработки и внедрения цифровых технологий, нового программного обеспечения, обучения кадров.

Целевое финансирование, в частности во Франции, помогает прессе сохранить экономическую стабильность и ускорить переход к новой сбалансированной бизнес-модели, учитывающей цифровую конвергенцию. 

В Канаде гранты предоставляются мелким и средним издательским компаниям, занятым в сфере создания и распространения цифрового контента.  

В связи с этим представляется целесообразным принять государственную программу по предоставлению грантов на инновационные проекты в издательском бизнесе и адаптацию печатного издания под меняющиеся условия работы в цифровой среде. 

Подводя общие неутешительные итоги последних пяти лет на рынке печатных СМИ, можно с уверенностью сказать, что реальная причина сокращения объемов рекламы в прессе и реализации тиражей, кроется не в недоверии к прессе, не в доминировании интернета и цифровых каналов, а в том, что покупать и продавать периодику в розницу негде, а цены на подписку растут от полугодия к полугодию, требования к СМИ ужесточаются, а экономическая база сокращается, причём не без помощи государства.

У вас недостаточно прав для комментирования