Тем не менее очевидно, что с принятым недавно законом об ответственности за распространение недостоверной информации журналистскому сообществу уже не дадут работать так, как раньше. Об этом в интервью ИА REGNUM рассказала секретарь Союза журналистов России и медиа-исследователь Юлия Загитова.
ИА REGNUM: Юлия, что, по вашему мнению, важного и актуального происходит в области обеспечения прав журналистов?
Предвосхищая самую злободневную тему по поводу закона о фейковых новостях, отмечу: когда мы узнали, что такой закон готовится, то не совсем обрадовались, потому что для Союза журналистов России есть определённый риск того, что журналистскому сообществу не дадут работать так, как это было раньше. Потому что любой новый закон это ответственность, функции и прочее. Для нас как союза, конечно, важно сохранять журналистику и права журналистов, которые ежедневно создают различный контент. Мы активно следили за тем, что происходит, и председатель профильного комитета Госдумы, секретарь Союза журналистов Леонид Левин всё-таки смог добиться того, чтобы была внесена поправка, дающая право на ошибку зарегистрированным СМИ.
Если бы не было этого права на ошибку, мы бы столкнулись с тем, что некоторые региональные СМИ не смогли бы существовать, просто получив огромный штраф. Поэтому не могу сказать, что мы рады этому закону, но что касается общемирового опыта, я знаю, в Германииесть подобная история: работает закон о фейковых новостях и штрафы, но при этом, как вы помните, журналист Der Spiegel брал интервью у несуществующих героев, придумывал истории и получал за это награды. Меня это очень удивляет. Это говорит о том, что закон не работает, или о том, что при желании разместить информационный сброс или фейк может любое, даже такое уважаемое издание.
ИА REGNUM: Понятно, что закон о фековых новостях больше всего ударит по социальным сетям и другим средствам обмена информацией, но вот в какой степени и как он будет реализован на практике?
Определённая проблема существует в социальных сетях и мессенджерах, где очень часто можно встретить призывы распространить какую-то информацию. Вот с этим мы вообще никак не боремся, и это невозможно, как мне кажется. Весь ужас в том, что проникновение новостей именно в мессенджеры — оно достаточно глубоко, и некоторые несознательные люди начинают делиться этим контентом. Если посмотреть по статистике «Медиалогии», то с каждым годом в России увеличивается количество статей, в которых поднимается история с фейками. Это на самом деле правильно, потому что людям нужно объяснять, что не вся информация, которая им приходит в мессенджеры, может соответствовать действительности, что нужно перепроверять информацию.
Но хоть миллион законов прими, этого не добиться никак, потому что это медиаграмотнтость лично человека. Мне кажется, что если мы добьемся её повышения и люди поймут, что не просто нужно делиться, а надо ещё думать — правда это или нет, это будет хорошо. А пока мы живём в такой парадигме, что у нас новый закон. Думаю, что в этом году мы поймём, как он будет применяться на практике, и тогда можно будет сделать выводы.
ИА REGNUM: Как, на ваш взгляд, законодательные новшества о СМИ и интернете повлияют на российское журналистское сообщество и масс-медиа целом?
У региональных журналистов разные проблемы. Если мы возьмём интернет-журналистику, то там действительно одна из самых главных проблем — юридические вопросы использования контента, авторское право и непонимание закона о фейковых новостях. Вторая тема, которая их интересует, заключается в развитии, они понимают, что им нужно присутствовать в социальных сетях, и не просто присутствовать, а быть лидерами мнений. Для них это важно, и они хотят технологически успевать в этом.
Если мы возьмём телеканалы, то там история с «22-й кнопкой» и с тем, как попасть в мультиплекс. В печатных СМИ остаётся классическая наша проблема — дорогая бумага, падающая подписка, рост цен на услуги «Почты России». У всех разные проблемы, и мы пытаемся их как-то решить. Например, на «Инфоруме» в Московской области нам рассказали о сокращениях в районных газетах, в Якутии есть сложности с доставкой газет в крайние территории, в некоторых регионах плохой интернет, и там выход один — только газета.
Как уже сообщало ИА REGNUM, поправки к федеральному закону о защите информации, которые ввели ответственность за распространение заведомо ложной информации (фейков), российский президент Владимир Путин подписал 18 марта 2019 года. По данным ВЦИОМ, более 50% жителей России сталкивались с недостоверной информацией, 31% — в интернете, 20% — по телевидению.
Светлана Шаповалова
Источник: ИА REGNUM