Редакция "ПВ" решила разобраться, почему люди стали меньше покупать газеты и журналы в киосках. Об этом рассказал заместитель директора АК "Матбуот таркатувчи" Даврон САФАРОВ:
- Сейчас по Ташкенту функционируют 149 киосков. В начале года их было 125. Изменения произошли после внесения поправок в Закон "О государственном пенсионном обеспечении граждан". Из-за того, что пенсионеры стали получать стопроцентную пенсию, многие пошли работать в киоски. Так решается проб¬лема с кадрами.
- А есть ли потребность в открытии новых киосков, если спрос на газеты уменьшился?
- Нельзя сказать, что их не покупают. В марте выручка от реализации периодики составила 845 млн сумов, апреле - 916 млн. Подписка на газеты сократилась, а вот киоски по-преж¬нему работают в плюс. Кстати, если кто-то заинтересован в трудоустройстве в сфере, имеются два варианта: работать по договору в качестве киоскера или же как част¬ный предприниматель. Бизнесмен ежемесячно платит за аренду, стоимость зависит от места расположения точки. Помимо газет и журналов, он может реализовывать сувениры, канцтовары, предметы рукоделия. Зарплата киоскера - восемь процентов от продаж. То есть, если выручка за месяц составила десять миллионов (средняя статистика), то доход продавца - 800 тысяч сумов.
- Планируете ли внедрять какие-то новшества?
- Да, в прошлом году мы поделились планами о переделке киосков в мультимедийные центры с платежными терминалами, Wi-Fi, доставкой товаров, купленных в интернет-магазинах. Стремимся расширить спектр услуг, чтобы увеличить прибыльность организации. Сейчас ведем работу с Госком¬туризма. Намерены даже бесплатно раздавать туристам путеводители, разного рода познавательные брошюры и карты.
- Сталкиваетесь с какими-либо проблемами в осуществлении деятельности?
- К сожалению, под давлением городского хокимията пришлось расстаться с самыми выгодными пунктами расположения киосков - у входов-выходов метро. Однако свято место пусто не бывает, и там расположилось уже много других торговых точек - по продаже пирожков, разной мелочевки. Между тем постановление Кабинета Министров "О совершенствовании структуры управления предприятиями по распространению периодической печати" от 13 сентября 1999 года предписывает возложить разработку и реализацию мер по рациональному и эффективному размещению и развитию сети киосков розничной торговли на АК "Матбуот таркатувчи". И мы теперь создаем новую схему локации киосков.
* * *
…Кстати, готовясь к этому интервью, провели своеобразный опрос горожан, которые по каким-либо причинам перестали приобретать газеты. Ответ большинства, в том числе жителей центра: а где покупать? Любой может с легкостью убедиться, что на большом участке от сквера Амира Темура до ЦУМа из всех киосков остался один, и то с небольшим выбором печатной продукции. Из центра столицы их просто вытеснили, не хватает их и в микрорайонах. А кто поедет за периодикой за тридевять земель в дождь или жаркий день? Киоскеры отмечают падение количества продаж в этих случаях.
Дополнительные киоски, между прочим, обеспечивают и занятость населения. Д. Сафаров подчеркивает также, что компания старается изыскать дополнительные средства на модернизацию киосков.
Обсудили, конечно, и качество печатного продукта, то есть, насколько интересны газеты. Все киоскеры в один голос утверждают, что когда появляются материалы с яркими иллюстрациями и броскими заголовками, периодику раскупают быстро.
Информация к размышлению
Популярнейшая газета Японии "Ёмиури симбун" издается тиражом свыше 14 млн экземпляров. Но в Стране восходящего солнца доставкой этой печатной продукции занимаются сами газетные компании. Таким образом, между редакцией и читателем практически нет посредников.
Константин Башлаев
Источник: Правда Востока