ДУБИНСКАЯ Софья Борисовна, исполнительный директор Альянса руководителей региональных СМИ России (АРС-ПРЕСС), председатель Экспертного Совета по региональным печатным СМИ при Минкомсвязи России
Не секрет, какое трудное время сейчас у печатных средств массовой информации. Более или менее спокойно чувствуют себя государственные издания, получающие финансовую поддержку от учредителей – администраций, законодательных собраний, других властных структур. А вот судьба муниципальных и районных газет, даже находящихся под эгидой местной власти, вызывает серьезные опасения. Идея собрать их под одной «крышей» не нова. Не беремся утверждать, что это была спущенная «сверху» установка. Возможно и другое: целью таких объединений была элементарная финансовая составляющая, позволяющая сократить затраты на издание и содержание газет. Важно только понять, во-первых, как это сделать с максимальной пользой для всех. И второе, не менее важное: какими руками будет реализовываться эта, прямо скажем, болезненная операция слияния десятков изданий в единое объединение. Холдинг, ассоциация или как-нибудь еще.
В принципе, такой опыт в стране есть. К примеру, в Тверской области десятки лет существовала Верхне-Волжская ассоциация периодической печати. Возглавляли ее опытные журналисты, настоящие профи, для которых газета – живое существо, которому нельзя нанести вред. Ассоциация объединяла 38 газет, в которых трудилось 300 человек, и совокупный разовый тираж составлял 70 тысяч экземпляров. Бюджет Верхне-Волжской ассоциации формировался из областной и муниципальной субсидии и собственных заработанных средств – на рекламе, подписке и розничных продажах газет. Согласно положениям Устава ассоциации, с каждым редактором заключался трудовой договор, реклама распределялась между районными газетами. Традиционно осуществлялись обучение руководителей изданий и подготовка кадрового резерва молодых специалистов. Стимулировалось участие в творческих конкурсах, профессиональных фестивалях. Одним из самых существенных действий была работа с главами муниципалитетов. Осуществлялась также правовая поддержка редакций, отстаивание интересов печатных СМИ в областном правительстве.
А недавно уволили прежнего руководителя Верхне-Волжской ассоциации Марию Саган, человека активного, профессионала высокого уровня, к тому же душой болеющего за каждую муниципальную газету.
Такая ситуация – отнюдь не исключение из правил.
Как пример, приведу вопрос бывшего заместителя директора – главного редактора Наро-Фоминской газеты «Основа» Елены Шляховой Президенту Российской Федерации во время «Прямой линии».
«В Московской области не осталось свободных СМИ. Практически все районные газеты прибрало к рукам Правительство Московской области, по сути, отняв их у районных организаций (АНО, МАУ, НП и т.д.), которые несли огромную общественную и социальную нагрузку, выполняя роль проводника между населением района и органами местного самоуправления, и превратив редакции в государственные автономные учреждения Московской области (около 60 газет!!!). Это всеобщая тенденция государства или только отдельно взятой области? Как Вы к этому относитесь?»
Елена Шляхова в своем обращении к Президенту, не упомянула, что редакции Подмосковья не имеют права на самостоятельный макет, им предложены 4 варианта макета, за который, кстати, они платят сами. А это десятки тысяч рублей за каждый. Регулярный аудит – 200 тысяч рублей – тоже за счет газеты.
Вот такие печальные новости приходят с медиаполей. Есть и промежуточные мнения, основывающиеся на местной специфике. Такое, например. Вертикально интегрированные структуры порой нивелируют, убивая местный колорит. Нельзя загонять в холдинг успешные газеты, надо оставить редакциям возможность для маневра. В Калужской области есть и такой опыт: 33 муниципальные газеты объединились в редакционно-издательское агентство (РИА), но макеты, в отличие от подмосковных газет – индивидуальные, куратор в областном департаменте ни в коем случае не вмешивается в редакционную политику, внимание уделяет правовой направленности. По проигранным искам платит холдинг, наказания проштрафившимся авторам определяются самими изданиями.
И есть любопытный опыт в одном из уральских регионов. Здесь зарегистрирована Ассоциация районных, окружных и городских газет и полиграфических предприятий. Цель такого объединения, как объясняет генеральный директор, сохранение районных изданий в новой экономической реальности, объединение и рациональное распределение финансовых ресурсов, экономическая и юридическая поддержка. 20-22 процента затрат на производство газет – из регионального бюджета, часть обеспечивают муниципалитеты, основная часть средств для обеспечения полного цикла производства газет, содержания помещений редакций и типографий зарабатывается самостоятельно.
А завершить эти размышления по поводу холдингов хочется на доброй нотке. На заседание Экспертного совета была приглашена генеральный директор – главный редактор издательского дома «Советская Сибирь» Наталья Шрейтер. Она представила членам Экспертного Совета презентацию своего холдинга, которым руководит вот уже пять лет.
Посмотрите эту презентацию – возможно, стоит создавать объединения муниципальных газет именно так – под эгидой ведущего областного, краевого издания. Может быть, в этом секрет успеха Новосибирского опыта. Впрочем, судите сами.
Источник: АРС-ПРЕСС