- Есть мнение, которое представители литературных журналов воспринимают в штыки: время «толстяков» прошло. Вы его, наверное, не разделяете?
- Литературные журналы, и в частности, «Аврора» еще многим интересны. Да, это в основном люди более старшего поколения. Но нас читают, пишут письма. Я думаю, что пока жив хотя бы один наш читатель, наше время не прошло. Да, мы не модные, не современные, но мы спокойно к этому относимся. Плывем дальше. Вокруг нас даже периодически кипит бурная жизнь. Кто-то приходит, звонит в редакцию, иногда даже ругается.
- А какой у вас сейчас тираж?
- В прошлом году был тысяча, а сейчас стало 700 экземпляров… С 2017 года у нас объем 192 полосы, этого, я считаю, вполне достаточно, хотя в 2000-е годы мы даже выходили на 320 полосах. Но это было действительно тяжело. Есть у нас и подписка, правда, совсем небольшая. Часть тиража уходит в розничные сети, по очень невысокой цене, но так уж повелось. Получается даже, что по подписке мы стоим 200 рублей, а в рознице продаемся значительно дешевле.
- Удивительная ситуация.
- Согласна. Там мы выставляемся по цене даже ниже себестоимости одного экземпляра, которая составляет 100 рублей. Но мы рады и этому, потому что проблема распространения для нас актуальна. Мы хотим доносить наш журнал до как можно большего числа читателей. Есть мы и в некоторых книжных сетях.
- На Петербургском книжном салоне глава города Александр Беглов обещал петербургским литературным журналам поддержку. Вы ее чувствуете?
- Надеюсь, что с нами все будет хорошо. Ведь было бы странно, если в год 50-летия журнал с такой историей бы исчез. Но мы продолжаем оставаться на плаву. Сейчас готовим очередной номер, правда, с небольшим опозданием. Там будет много про нашу историю. Освежим в памяти кое-какие предания. В «Авроре» работали интересные, пусть и неоднозначные люди. Допустим, главный редактор журнала Эдуард Шевелев. Он 25 лет был на своем посту. При нем, в конце 80-х, тираж был 1 миллион 199 тысяч экземпляров. Я даже слышала, что «Аврора» занесена в Книгу рекордов Гиннесса – но не знаю, правда это или неправда. Причем тиража всем не хватало. Говорят, что будто бы сам Рыжков звонил Шевелеву и просил оставить один номер с повестью «Интердевочка» Владимира Кунина. Ему интересно было узнать, что же такое осмелились напечатать.
- Подшивку часто перелистываете?
- Бывает, конечно. Кстати, первые шесть выпусков за первый год публикации до сих пор хранятся у нас в редакции. К сожалению, частично архив утрачен, но часть подшивки осталась. Что сказать… Эти номера отражают свое время. Как, кстати, и наш сегодняшний журнал – он тоже вполне отражает текущую эпоху.
В 1980-е у нас публиковалось «Путешествие рок-дилетанта» Александра Житинского. Первые интервью Гребенщикова, и это было в тот момент удивительно. А Вениамин Смехов мне рассказал однажды при встрече, как он в 1980 году опубликовал свою статью о знаковых актерах. Этот репортаж он сделал с целью «протащить» в официальную прессу скандального Владимира Высоцкого – и ему это чудом удалось. Кстати, тогда редактором был Глеб Горышин.
- А история с отставкой Горышина – правда?
- Конечно, правда! Номер «Авроры» вышел день в день к 75-летию Леонида Брежнева, и надо же такому случиться, что именно на 75 странице был опубликован рассказ Виктора Голявкина «Юбилейная речь». От лица писателя, которому не очень-то нравится все происходящее на его юбилее. А ведь Брежнев у нас тоже был писатель, автор «Малой Земли»! В общем, головы полетели. И Голявкину тогда досталось, и Горышину. Но была и еще одна похожая история.
- Какая?
- Предыдущий главный редактор Владимир Торопыгин пропустил стихотворение Нины Королевой, в котором упоминалась расстрелянная царская семья. Это было в 77 году. Его тоже сняли. Причем судьба редактора после этого сложилась трагически… А ведь он был создан для кресла главреда: щепетильный, собранный «партийный» человек. Нине Королевой пришлось публично «покаяться».
- Хорошо, что сегодня никому каяться не надо.
- Да, сегодня и время, и наш журнал сильно отличаются. Это другая эпоха. В советское время журнал «Аврора» был рупором ЦК ВЛКСМ. Здесь публиковались правильные, идеологически выдержанные рассказы, стихи, статьи.
- А сейчас что вы публикуете?
- С нами сотрудничают, например, такие «знаковые» писатели, как Анатолий Ким, Валерий Попов. Но есть и «молодые перья». Знаете, какой у нас поток писем? По тридцать сообщений в день! Сегодня в редакции всего два сотрудника: я и Илья Бояшов. Не хватает времени, чтобы толком с писателями объясниться. То есть роль литературной школы мы выполнять не можем… Но вообще, если честно, я не верю в редакционный самотек. Очень редко удается найти что-то действительно впечатляющее. Я верю в литературные объединения. Начинающим авторам нужно сначала там мускулы нарастить, а потом уже идти в журнал публиковаться.
- Кстати, раньше «Аврора» считалась молодежным журналом. А сейчас молодежь смотрит, наверное, в другую сторону…
- У молодежи есть интернет, социальные сети, Youtube. Это совсем другой мир. Многим молодым интереснее опубликоваться на каком-нибудь сайте, а не в литературном журнале. Они хотят интерактив, видеоклип или на худой конец аудиокнигу. Думаю, все литературные журналы сейчас примерно в одной упряжке. Меняется немного содержимое, направленность, авторы. Но все литературные журналы сейчас существуют на очень узком поле. Мы, например, стараемся всегда меняться, что-то новое улавливать. В год 100-летия революции много писали о революции. Сейчас год театра – проводим конкурс на лучшую театральную рецензию. И так далее.
- То есть юбилейный год в целом складывается нормально?
- Нормально. Хотя время сейчас трудное. Но раньше было еще труднее. Скажем, журнал не издавался некоторое время в середине 2000-х. Предыдущий главный редактор Эдуард Шевелев тогда даже разослал всем подписчикам скорбные письма, что, к сожалению, редакция не может исполнять взятые на себя обязательства, в связи с отсутствием средств. Потом «Аврору» подхватил человек вроде бы далекий от литературы, но очень литературу любивший – Валерий Новичков. Он издавал журнал много лет. Однако в 2014 году его не стало, сердце просто не выдержало такой работы. Я на тот момент уже работала несколько лет в редакции и решила, что мне по силам стать главным редактором. Мою кандидатуру поддержали… Знакомые говорили: мы думали, ты быстро оттуда свалишь. Сама я так не считала, но мне казалось, что меня оттуда с позором выведут, как человека не справившегося. Но вроде пока справляюсь…
Конечно, есть куча старых, чужих долгов. Их бремя мы лишь недавно сбросили с себя. Если нас сейчас не лишат арендуемого помещения, не отвернутся авторы-друзья, не отменят гранты на СМИ, то мы будем и дальше существовать. Я не надеюсь, что мы станем самоокупаемыми, это, наверное, в нынешних условиях невозможно, но существовать будем в любом случае.
Антон Ратников
Источник: Петербургский дневник