Именно по экономическим причинам и из-за произвола региональных властей киоски прессы закрывались со средней скоростью 10 объектов в день. Их вначале этого века было 42 тысячи, а сейчас осталось менее полутора десятков тысяч.
Спрос населения падает, продажи сокращаются, и торговать только прессой стало убыточно. В Европе уже нет чисто киосков прессы, а есть торговые объекты комплексного характера, где наряду с печатной продукцией реализуются доходные товары импульсного спроса.
И вот наконец нам удалось достучаться до верховной власти, и появилось поручение правительству разобраться в ситуации и помочь киоскам прессы.
Президент России Владимир Путин поручил правительству разработать меры по развитию в регионах сети киосков по продаже печатной продукции.
Как сообщил ТАСС, кабмину также поручено «рассмотреть вопрос о расширении ассортимента сопутствующих товаров, продажа которых осуществляется в газетно-журнальных киосках без применения контрольно-кассовой техники». В частности, предлагается включить в их ассортимент безалкогольные прохладительные напитки, кондитерские изделия и бакалейные товары.
Что же такое бакалейные товары? Многие из нас этот термин давно уже позабыли. Обратимся к Википедии.
Бакалея (от тур. bakkal – торговец овощами, от араб. بَقْلٌ – зелень, овощи) – сухие продовольственные товары первой необходимости, полуфабрикаты и консервы, а также некоторые базовые хозяйственные товары (мыло, стиральный порошок, спички). С точки зрения организации продовольственной розничной торговли, бакалейные товары, отличающиеся длительными сроками сохранности и неприхотливостью в хранении, противопоставляются гастрономическим, как правило, готовым к употреблению, более дорогим и требовательным к специальным условиям хранения.
По современной торговой классификации к продовольственным бакалейным товарам относятся: крупа, мука, макаронные изделия, сахар, крахмал, пищевые концентраты, дрожжи, чай и чайные напитки, кофе и кофейные напитки, растительные масла, соль, уксус, пряности.
Несмотря на оптимизм по случаю поручения президента, у меня остаются сомнения, что их реализация радикально улучшит положение наших НТО на рынке. Я считаю, что главной проблемой остается разрешительный характер в отношении ассортимента киосков прессы. В Европе такого уже давно нет. На мой взгляд, в объектах прессы надо торговать любым товаром, не запрещенным законом и востребованным населением. Может быть только одно ограничение – в части объема предлагаемой печатной продукции, например, 50% в обороте. А в остальном все должен решать Продавец, торговая компания исходя из принципов свободного рынка и свободной торговли. Именно этого качества пока недостает нашему рынку печатной продукции.
В любом случае, надо приветствовать поручение президента, о котором обстоятельно написала «Российская газета». Сделан шаг вперед по поддержке медиаотрасли. Лишь бы позже не было два шага назад, на которые способны наши чиновники на местах.
Александр Оськин, вице-президент СППИ ГИПП