- Алексей Константинович, за 50 лет своего существования Интернет достиг высшей точки развития?
- Как бы многие ни думали, но да, достиг. Интернет из нового высокотехнологичного вида связи превратился в самый распространенный и популярный вид связи. Он залез даже на поле телевидения, породив, например, телевизионные интернет-каналы. Всемирная паутина произвела революцию в сфере обмена информацией и составила существенную конкуренцию телевидению. Но при этом интернет-ниша в зрительских объемах все равно уступает телевизионной. Кроме того, напомню, что Интернет активно используется в политических целях, став ареной противоборства в процессе их достижения. То, что раньше происходило на страницах печатной прессы, в значительной степени переместилось на экраны компьютеров.
- Как грамотно ориентироваться в этих гигантских объемах информации, поступающей из Интернета, и не утонуть?
- Не надо бояться и сгущать краски. Я не считаю, что вся информация уйдет в Интернет, потому что не сторонник теории его тотальности. Сеть не заменит нам ни газет, ни кино. Да, в будущем она займет большую долю информационного рынка, но не вытеснит других его участников — информагентства, радио, телевидение, а будет с ними сосуществовать.
- Не верится, что в этой дружной семье будут и печатные СМИ.
- Да, надо понимать, что самый большой ущерб Интернет сейчас наносит прессе. К слову, те издания, которые полностью ушли в Сеть, фактически подписали себе смертный приговор. Например, погиб американский еженедельный новостной журнал Newsweek, который печатался в Нью-Йорке с 1933 по 2012 год. Он распространялся по стране и миру, был вторым по величине еженедельником в США, уступая Time. Но, переселившись в Сеть, фактически исчез.
Есть и хорошие новости. Те газеты, которые не повторят ошибки Newsweek, будут нарасхват, их захочет иметь элитная аудитория. То есть Интернет станут активно использовать молодежь и люди попроще, а элитные сообщества сохранят для себя газеты. Человек, читающий в клубе газету, это не начинающий менеджер в офисе, сидящий перед экраном. Первый принимает решения, второй, к сожалению, нет.
- Что скажете о качестве информации в Интернете — оно будет расти?
- Нет, не будет. Да это и не нужно. Содержание большинства страниц в Сети — это поток поверхностных сведений, которые дают первое представление о происходящем вокруг. Лично меня информация в Интернете всегда поражала своей легковесностью. Развелось огромное количество непонятных авторов, которые выплескивают банальные соображения на страницы Всемирной паутины, дают при этом броские заголовки, а начинаешь вникать в суть написанного и понимаешь: пустота!
- Судя по аудитории одной из самых популярных соцсетей, людям нужны не буквы, а фотографии.
- Верно. Интернет будет вести из мира информации в мир картинок. Молодая аудитория мало читает, много рассматривает. Как бы это ни звучало парадоксально, демократизм Интернета опасен и ограничивает его влияние. Уводя людей в мир поверхностной информации, в мир картинок и необязательных вещей, он отдает себя на растерзание тем, кто является объектами политики. При этом субъекты политики будут эксплуатировать Интернет в своих целях.
- Вы часто в течение дня заходите в Интернет?
- Часто, и на это есть три причины. Во-первых, хочу быть в курсе новостей, информационной картины дня. Во-вторых, у меня более 350 тысяч подписчиков в «Твиттере». Я поддерживаю свой канал, с помощью него удобно доносить до СМИ собственную позицию по разным вопросам, давать оценки. А третья причина в том, что Сеть дает мне возможность получить расширенное представление о той или иной теме, которая мне нужна во время парламентской деятельности или при подготовке моей телевизионной программы. Для меня Всемирная паутина — удобный утилитарный источник информации.
Ксения Редичкина
Источник: Парламентская газета