Количество печатных СМИ в России за год сократилось на 5 тысяч

Роскомнадзор опубликовал сведения о зарегистрированных и ликвидированных СМИ в России за прошедший год, т. е. за III квартал 2019 года в сравнении с III кварталом 2018 года. В стране сократилось общее количество средств массовой информации с 73 207 до 67 340. В том числе количество газет и журналов сократилось с 45 554 до 41 038. В целом эти цифры выглядят печально. Но это не совсем так. 

Печатным СМИ, безусловно, тяжело, потому что кризис в нашей отрасли во многом носит рукотворный характер: ликвидирована господдержка подписки, уничтожается сеть киосков прессы из-за рекордной арендной платы и ограничений в ассортименте, супермаркеты сокращают торговые площади под печатную продукцию. Все эти тренды обратные в сравнении с тем, что происходит за рубежом. И надо надеяться, что после поручения президента В. В. Путина по поддержке печатных СМИ и системы распространения прессы ситуация улучшится. 

Но в целом в сокращении печатных СМИ есть объективная тенденция – с рынка уходят слабые, невостребованные газеты и журналы, а также те издания, которые в силу консерватизма своих редакций не способны перестроиться и соответствовать вызовам времени. 

Эксперты рынка неоднократно призывали коллег активно работать по обеспечению симбиоза «бумаги» и «цифры». Но процесс идет медленно. Особую грусть вызывают те печатные СМИ, которые создают собственные сайты, где размещают содержание своих изданий в свободном доступе и бесплатно. Такой инструментарий разрушает экономку и приводит к закрытию изданий. Другой вариант, когда журнал плохо работает со своей целевой аудиторией, не понимает ее запросов, пишет обо всем на свете и для всех сразу, т. е. не хочет и не может стать нишевым. И такое СМИ тоже обречено. За рубежом, кстати, нишевые СМИ, в том числе региональные, являются очень востребованными, и, к примеру, в США и в Германии имеют высокие тиражи и хорошую доходность.

Очень важно для журнала активно использовать новые информационные технологии, включая дополненную реальность и развитие своего сайта, работать в социальных сетях или, к примеру, осваивать формат подкастов. В этом направлении в России работают единицы. Я уже не говорю о том, что в издательском деле надо активно использовать диверсификацию бизнеса. Это, кстати, касается всего нашего рынка.

К счастью, у нас в стране есть примеры успешной работы газет и журналов с хорошей доходностью и большими тиражами. Но, перефразируя А. С. Пушкина, можно сказать, что их пример другим не наука. А именно не желающие учиться издания с рынка и уходят.

Источник: блог Александра Оськина на «Эхо Москвы»

У вас недостаточно прав для комментирования