Артём Кинд: «У журнального рынка в России есть огромный потенциал»

Интервью с издателем WHITE Sposa, генеральным директором ООО «Издательский дом «Нью Медиа» Артемом Киндом. 

- Артем, мы слышали про Ваш богатый многолетний опыт в области глянцевых журналов. Расскажите, пожалуйста, подробнее, с чего все начиналось?

- В сфере глянца я оказался почти случайно. По окончании Московского университета я искал работу и был приглашен в агентство, занимавшееся формированием первой команды для русского издания журнала ELLE. Мне предложили встретиться с руководителем проекта Джорджем Никидисом и коммерческим директором Джулией Старт. Через полтора месяца после этой встречи мне сделали предложение по работе, и я вошел в состав рекламного отдела первой команды журнала ELLE, где и приобрел свой первичный опыт в этой области. 

Тогда офис редакции и рекламного отдела находился в знаменитом «Доме на набережной», а окна выходили на Храм Христа Спасителя. Это были незабываемые годы становления и расцвета глянцевого рынка в России. Я застал то время, когда существовало лишь три глянцевых журнала – Burda (журнал, который был запущен еще во времена Советского Союза), Cosmopolitan и ELLE. Это был период, когда рекламодатели выбирали между двух журналов, и конкуренция была очень жесткой... Уже позже появились Marie Claire, Harper’s Bazaar, Vogue, L’Officiel и другие издания. Рекламный рынок формировался у нас на глазах, и сейчас уже трудно представить, что еще относительно недавно в России было минимальное количество люксовых брендов, а потребители в них очень плохо ориентировались.

В составе журнала ELLE я проработал 6 лет и, по правде говоря, не планировал оттуда уходить, но как-то раз мне передали, что со мной хотел бы встретиться Евгений Змиевец, издатель журнала L’Officiel. Он рассказал, что с самого запуска журнал не имел своего коммерческого отдела, а сотрудничал с рекламной группой Video International. Чтобы эту ситуацию изменить, Евгений предложил мне возглавить новое направление L’Officiel и в кратчайшие сроки сформировать свою профессиональную команду. К тому времени я был хорошо знаком со всеми основными рекламодателями. Но переход в другую компанию, тем более с необходимостью формирования новой команды, – это достаточно сложная задача, всегда сопровождающаяся на начальном этапе потерей определенного количества клиентов. Фактически, нужно было начинать все с нуля. Тем не менее, с задачей мы справились, и уже в первый номер нам удалось собрать на 30% больше бюджета, чем было раньше. Далее последовали интереснейшие годы моей работы с редакциями двух журналов: L’Officiel, возглавляемого главным редактором Эвелиной Хромченко, и «Мезонина», под руководством Натальи Барбье и Анны Фадеевой.

- Также Вы принимали непосредственное участие в запуске журнала TopGear. Расскажите, пожалуйста, как это было.

- Это один из очень успешных проектов, и я могу рассказывать о нем бесконечно. Мы запустили журнал TopGear и одноименную телевизионную программу в прайм-тайм на канале НТВ. 

По факту, мы заходили в заполненную нишу автомобильных журналов, где на тот момент уже было представлено порядка 40 изданий. Помню, когда я рассказал одной из моих уважаемых клиенток среди рекламодателей про планы запуска нового автомобильного журнала, она с сочувствием посмотрела на меня и сказала (дословно): «Вы, конечно, с Женей амбициозные ребята, и журнал L’Officiel очень успешный, но вы вряд ли представляете себе, что такое автомобильная ниша, и ваши шансы занять достойное место равны нулю. Вы просто потеряете свои деньги». Тогда это прозвучало как приговор. Но наша идея заключалась в том, что на рынок приходит бренд мирового уровня не только в виде журнала, но и в виде программы на одном из основных федеральных каналов, в прайм-тайм. Мы понимали, что эта комбинация беспроигрышная. Так и получилось. Ровно через год журнал TopGear занял место лидера в нише автомобильных журналов. Я горжусь тем, что вел переговоры с BBC и участвовал в согласовании и реализации этого проекта в России.

- Что же было дальше? Почему Вы ушли из компании, если все развивалось так стремительно и успешно?

- Мне позвонил мой хороший знакомый Тимур, которого я не видел порядка десяти лет. На встрече он рассказал мне, что некоторое время назад запустил журнал WEDDING, но непосредственно заниматься им у него не было достаточно времени. Тимур предложил мне партнерство в этом бизнесе.

Так как у меня уже был достаточный опыт запуска и продвижения новых проектов, еще один новый бизнес меня не сильно пугал. Но я четко понимал, что для достойного и уверенного продвижения на российском рынке нужен был основной, обязательно лицензионный проект, способный стать локомотивом, к которому можно было бы прицеплять и другие проекты. Таким журналом для нас стал авторитетный итальянский журнал COLLEZIONI. 

В Италии COLLEZIONI представляет собой тематические fashion-каталоги, очень популярные среди международных байеров. Там есть женские Pret-a-Porter, мужские Uomo, детские Bambini, свадебные Sposa, а также Accessories, Haute Couture, Beach wear. Мы запустили российскую версию COLLEZIONI, сформировав очень профессиональную и креативную команду. А главным редактором пригласили Анну Бек – одну из самых профессиональных fashion-специалистов в России. С Анной мы много лет вместе работали в журнале ELLE, где с первого номера она была fashion-редактором. 

В общей сложности в год мы выпускали 16 номеров COLLEZIONI. Плюс к этому у нас было 8 номеров журнала Wedding, а также 6 номеров лицензионного британского издания о зарубежной недвижимости HomesOverseas. Нулевые хорошо помнят все… Это годы, когда заниматься бизнесом было одно удовольствие. C грустью и тоской вспоминаю этот период. 

- Очень интересен Ваш опыт запуска проектов в Юго-Восточной Азии. Как Вы туда попали?

- Я получил предложение от бывшего президента Conde Nast Group Михаила фон Шлиппе присоединиться к группе инвесторов, планирующих развитие бизнеса в области СМИ в Юго-Восточной Азии. У них на тот момент уже была лицензия на журнал Robb Report на 5 стран этого региона. Но только мы с Михаилом имели опыт запуска стартапов и опыт общения и построения отношений с рекламодателями. 

Это был очень интересный этап моей жизни. Мы приехали туда, где нас никто не знал, и начинали все совсем с нуля. Регион Юго-восточной Азии огромен, и региональные офисы клиентов расположены не только в Сингапуре, но и в Гонконге. Так, например, офис Chanel, Richemont Group, Chopard, Swatch Group находятся в Сингапуре, а основные руководители брендов Christian Dior, Louis Vuitton и Hennessy пребывают в Гонконге. Помимо этого, есть еще Китай, в котором также есть свои головные офисы по ряду люксовых марок, и они находятся в Шанхае и Пекине. 

Первый офис мы открыли в Сайгоне, во Вьетнаме – это было проще с точки зрения интеграции. Сингапур требовал больше времени на подготовку.  Я занимался одним их самых ответственных и сложных направлений, от которого, собственно говоря, зависел весь бизнес, – формированием партнерских отношений с рекламодателями. Параллельно приходилось обучать команду, которую набирали с чистого листа, и интегрировать ее в бизнес сообщество. Но азиаты – ребята способные, с большим желанием работать и учиться, поэтому проблем с этим не было.

Через какое-то время мы открыли головной oфис в Сингапуре. Затем, спустя год я переехал в Гонконг и больше года подготавливал запуск проекта в Гонконге и Китае. На протяжении трех лет я руководил рекламными службами журналов, а также всеми остальными проектами, связанными с коммерческой частью бизнеса. Экономика Юго-Восточной Азии является самой быстрорастущей, и опыт, который мне удалось приобрести там, при управлении развитием крупного бизнеса, бесценный.

- А почему Вы решили снова вернуться в Россию и запустили свой проект здесь?

- Все очень объяснимо. Мне всегда была интересна свадебная ниша. Жениться и выходить замуж люди будут всегда. В России более миллиона свадеб проходят ежегодно. К тому же, свадьба всегда будет ассоциироваться с одним из самых важных дней в жизни любой девушки, и семья, которая готовятся к свадьбе, – это реальная целевая аудитория. 

Почитать или полистать свадебный журнал просто так вряд ли кто-то захочет. Но когда люди начинают подготовку к свадьбе, у них возникает желание сделать ее красивой и незабываемой. Весь спектр услуг свадебной индустрии, включая свадебное платье, костюм жениха, вечернее платье для мамы невесты, платья подруг, площадку, декор, цветы, кейтеринг, ведущего, фотографа, видеографа и т.д. можно легко найти в интернете, но журнал – это более премиальная и селективная история. Это другой уровень журналистики, другой уровень репутации и доверия, не говоря уже о том, что это просто удобно – взять в руки свадебное издание, где объективно представлено все самое лучшее, чем сидеть в интернете и просматривать сотни сайтов, не имея гарантий того, что вам предложат достойный уровень. В журналах представлены самые серьезные участники рынка, и все это понимают.

Я пошел по тому же пути, что и всегда, заключив лицензионный договор с самым авторитетным свадебным журналом в Италии – журналом WHITE Sposa. Девять лет назад мы запустили этот проект в России и, на сегодняшний день, помимо журнала WHITE Sposa Russia, у нас есть свадебный портал, социальные сети, ежегодная международная Премия в области свадебной индустрии WHITE Awards, и большое количество В2В и В2С мероприятий. Также мы выступаем партнерами российских и зарубежных выставок, организуем fashion- и рекламные съемки для клиентов, помогаем в организации мероприятий и fashion-показов. Например, за последний месяц мы были партнером открытия новой роскошной площадки The Great Hall на Якиманке и основным партнером открытия самого большого бутика свадебных платьев в России на Смоленской набережной. А в апреле следующего года мы уже в третий раз подряд будем выступать в качестве Медиа партнера самой крупной ювелирной выставки Baselworld, которая ежегодно проходит в Базеле. Медиа партнерами выставки всегда выступают ведущие мировые журналы. Насколько я знаю, WHITE Sposa – единственный российский журнал, который получил это приглашение. Совместно с итальянским журналом WHITE Sposa, мы также участвуем со стендом во всех ключевых международных свадебных выставках, организуем fashion показы клиентов, а также целый ряд других клиентских мероприятий. 

Как издательский дом, мы специализируемся на высококачественной полиграфии, часто получаем заказы от клиентов по производству и печати каталогов и презентационных брошюр. Совсем недавно мы подписали контракт с зарубежной компанией по выпуску для них русской версии журнала по элитной недвижимости. Это отдельное корпоративное направление, которое мы уже давно развиваем.

- Артем, Вы с такой уверенностью рассказываете об издательском бизнесе… А мы чаще слышим о том, что в журналы инвестировать либо не хотят, либо боятся. И что журналы в последнее время часто закрываются. В чем основная причина?

Это как в любом бизнесе. Вы либо его знаете и любите, либо ничего не понимаете и не знаете, что с этим делать. Успех именно в издательском бизнесе не зависит от количества потраченных денег. Можно потратить миллионы в долларовом эквиваленте и в итоге закрыть бизнес. И, наоборот, можно вложить не так много, но при этом создать устойчивую модель, оптимизировав затраты и поставив в управление бизнесом людей, которые хорошо в этом понимают и ответственно к относятся к делу. Я занимаюсь этим бизнесом с 1995 года и имел непосредственное отношение к запуску и продвижению целого ряда журналов: ELLE, Premier, Top Model, Parents, L’Officiel, «Мезонин», TopGear, Jalouse, Collezioni, Wedding, HomesOverseas, MAX, Sportweek, Robb Report, Barcode, Luxury Guide, WHITE Sposa. 

Я убежден, что журнальный рынок в России будет продолжать развиваться. У нас в стране для этого есть огромный потенциал. Он без сомнения скопирует модель общемирового журнального рынка и пойдет по пути нишевых изданий с не самыми большими тиражами, но более понятных по формату читателям и рекламодателям. Например, если вы любите ловить рыбу, то купите журнал про рыбалку, если вяжете крючком, то журнал про вязание, а если вас интересуют автомобили, то вы скорее купите автомобильный журнал, чем журнал для мужчин, типа Maxim или GQ, в которых тоже иногда публикуют автомобили. Лично меня отчасти вдохновляет ситуация, что журнальный рынок в нашей стране меняется. Это значит, что он переживает новый этап и выходит на новый уровень. Объективно, рынок избавляется от ненужных изданий, и, в конечном итоге, становится лучше. Я уверен, останутся только самые качественные и профессиональные СМИ. Это перспектива ближайшего будущего. 

Интервью брала Мария Ерохина  

 

У вас недостаточно прав для комментирования