Мы не готовы ездить на ушастом «Запорожце», не готовы считать на счётах, не хотим носить пачки наличных денег, вместо этого мы используем более современные автомобили и мечтаем о «Тесле», мы считаем с помощью телефона, в который встроен калькулятор. И при всем при этом, глядя на подписку, мы считаем нормальным вызывать у клиента необходимость задумываться о том, какой индекс нужно выбрать из множества одинаковых, какой период подписки выбрать. А еще желательно не забыть продлить подписку – именно в «период подписки», в то время, когда это наиболее удобно агенту и издателю, а вовсе не клиенту. Конечно, такое отношение к клиенту не могут изменить какие бы то ни было маркетинговые усилия. Сама услуга оказывается некачественно и это отрезает наш рынок от притока новых, привыкших к сервису клиентов. Необходимо создать условия для привлечения новых клиентов, никогда в прошлом не оформлявших подписку на газеты и журналы.
Например, изменить в сторону упрощения устаревшие правила оформления подписки. Предложение номер один: отменить минимальные сроки подписки и ввести возможность оформления подписки только на год с любой даты. Это потребует изменений в бизнес-процессах всех участников рынка подписки – агентов, доставщиков, издателей. Для оценки целесообразности необходимо ответить на огромное количество вопросов, которые последуют за данным нововведением в отрасли.
Например: Какие должны быть правила аннуляции? Какие требования к системе учета подписки со стороны агента? Нужен ли печатный каталог на почте, и если нет, то что будет вместо него? Нужно ли вводить пробный период? Что нужно изменить в бизнес-процессах агента, издателя, доставщика при том, что тираж изменяется буквально каждый день?
Также предлагаю нам всем изменить отношение к такой сущности, как индекс. Все скидки, наценки для ввода которых требуется новый индекс – в моменте дают легкий прирост тиража, но в перспективе, совершенно точно, снижают приток новых клиентов. Из-за сложности выбора нужного индекса несведущему человеку различия между индексами непонятны. Более того, наличие множества индексов дает возможность для манипуляций на местах, что лишает издателей части выручки.
Предложение номер два: использовать только один индекс для одного издания. Данное новшество потребует не меньше изменений во всей отрасли, чем предыдущее – тут также необходимо подготовить перечень задач/вопросов, которые последуют за введением данного новшества. Например: Как оформлять подписку для предприятий организаций студентов если индекс один? Кто присваивает индексы и в какой момент? Это может быть почта, Минкомсвязь при регистрации СМИ, или вообще можно взять у варягов ISSN и использовать его, обеспечив тем самым интеграцию с мировым рынком периодики.
Конечно, следствием ввода единого индекса является выбор издателем только одного агента для распространения одного издания, а не трех агентов как это делается сейчас. И это, вовсе не ограничение конкуренции, как подумают многие читатели, это крайне позитивное изменение для рынка подписки, ведь у агентов, напротив, возрастает уровень конкуренции. В борьбе за издателя возрастает спектр предоставляемых издателю услуг и их качество. Вслед за качеством растут тиражи и падает стоимость оказываемых агентом услуг, что приводит к большим доходам производителей контента.
Уверен, вопросов по этим двум, с виду простым, изменениям возникнет гораздо больше, и я призываю всех заинтересованных лиц в нашей индустрии не стесняться формулировать и задаваться вопросами, что можно изменить и к чему это приведет. Главное, не забывать цель, с которой вносятся изменения – упрощение процесса оформления подписки и через это – обеспечение прироста новой аудитории и ее «омоложение».
Никита Лебедев,
Руководитель направления ВЭД и оптовых продаж ГК «Урал-Пресс»