Последние годы сотрудники печатных изданий – газет и журналов находятся в непростой ситуации: Интернет и соцсети значительно усложнили их жизнь, перетянув на себя внимание аудитории.
Поэтому представителям СМИ приходится изрядно попотеть, чтобы привлечь читателей. Они каждый день задаются вопросом: как обратить информационные технологии в свою пользу? Эту тему в профессиональном сообществе обсуждали на протяжении всего 2019 года на площадках «Инфорумов», организованных Союзом журналистов России в разных городах: Уфе, Кургане, Оренбурге, Курске, Воронеже, Волгограде. Главный редактор журнала «Журналистика и медиарынок», секретарь Союза журналистов России Владимир Касютин уверен, что проблемы, мешающие местной прессе работать эффективно: снижение тиражей и продаж рекламных площадей, слабая обратная связь с читателем, утрата интереса к веб-сайтам и безрезультативное присутствие редакций в социальных сетях, преодолимы.
С экспертом побеседовала журналист газеты «Тюменская область сегодня» Марина Белова.
– Владимир Леонидович, редакциям газет в сельских районах живется трудно – снижается подписка, нет кадров, маленькая зарплата. На ваш взгляд, нужно ли преодолевать эту ситуацию, есть ли у «районок» будущее?
– Этот вопрос можно поставить в другую плоскость. Считаю, что менее устойчивыми являются областные газеты, особенно – федеральные издания. Посмотрите, во что превратились многие центральные газеты, когда-то имевшие миллионные тиражи! По качеству они зачастую хуже районных, и не понятно, кому они нужны. У областной прессы тоже функция не очень ясная, так как есть телеканалы и сайты, сообщающие региональные новости. К тому же понимаем: тиражи будут сокращаться. Недавно побывал в Алтайском крае, где выходит частная газета «Свободный курс» – качественная и независимая, но ее тираж все равно уменьшается, так как нет понятной обществу функции. Районная газета нужна людям, живущим рядом, если она толково сделана. Знаю редакторов, работающих сразу в двух районных газетах: в понедельник – в одной, во вторник – в другой. Значит, специалисты востребованы! Но здесь две беды. Первая – сокращение сельского населения. В России есть муниципалитеты, где проживает лишь три тысячи человек. Вторая – это взаимодействие с «Почтой России», высокая стоимость ее услуг по доставке газет. И ситуация вряд ли изменится. Судьба местной прессы во многом зависит и от региональной политики. Например, СМИ Московской области чувствуют себя не очень хорошо, хотя работают в богатом регионе.
– Господдержка способна придать устойчивости изданиям?
– В каждом регионе имеются свои программы. Есть господдержка по линии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. В его экспертном совете работаю уже несколько лет. Здесь распределяем приличные деньги на социальные проекты (до миллиона рублей), но, к сожалению, не каждое издание может их получить из-за имеющихся ограничений по форме собственности. Отмечу тот факт, что лучшие современные газеты уже похожи на качественные журналы. Новости могут произвести все, а вот хорошую историю способен написать только опытный журналист или человек, переживший ее. И такие материалы люди будут читать всегда. Поэтому все не так плохо, редакциям нужно лишь качественно делать свою работу, тогда они будут интересны и обществу, и власти, и бизнесу. При возможности следует привлекать рекламные средства, но учиться договариваться с властью о господдержке жизненно необходимо, так как выйти на самоокупаемость в существующих условиях местная пресса не сможет. Безусловно, важно развивать практику СМИ, занимающихся общественно-полезным контентом. Сотрудников редакций необходимо мотивировать на лучший труд.
– По каким параметрам Союз журналистов выбирает победителей ежегодного конкурса «10 лучших газет России»?
– В нашей стране выходит примерно 3,5 тысячи газет, но довольно качественных гораздо меньше, чем половина из них. Обычно на конкурс свои газеты присылают около 130 редакций. Но случается, что даже очень хорошие издания не побеждают просто потому, что не активны в соцсетях и Интернете. Также оцениваем дизайн, контент, проекты, экономику деятельности, некое присутствие в жизни профессионального сообщества – хорошие редакции должны делиться передовым опытом с коллегами. Суть конкурса в сборе и распространении опыта, а не только раздача званий. Победителей прошлого года мы пригласили в экспертный совет конкурса, и они будут оценивать нынешних участников. Как правило, прежде лучшими являлись газеты небольших промышленных городов, где есть потенциал в экономике и социальном развитии территорий. Но в последние годы качество многих бумажных изданий снизилось, так как редакции углубились в соцсети. Здесь у них появились результаты, но сил на традиционное издание все меньше. И с этой дилеммой редакционным коллективам придется постоянно работать. Сэкономить силы помогают внутренние стандарты работы: следует регламентировать сбор новостей, написание заголовков и текстов, графическую модель и прочее. Простые инструкции помогут новым сотрудникам быстро включиться в процесс. В любых газетах должно быть место для историй о крае и конкретных семьях, но о жизни всегда нужно писать честно.
– Вы считаете, что соцсети способны вернуть газетам читателя и улучшить обратную связь с ним?
– Сложившаяся ситуация парадоксальна: народ кинулся в Интернет, где пишет сам что угодно. Мы тоже все очаровались сетями: здесь все бесплатно, легко создавать контент, ничего особо не надо моделировать. Теперь думаем: для чего нам сайт? И глупо! В любой момент и по разным причинам соцсеть может «рухнуть», либо ваш аккаунт просто заблокируют. Такие случаи бывали даже в нашем журнале. Неизвестный негодяй написал анонимку, будто мы распространяем спам, нам отключили связь с веб-сайтом в «Фейсбуке» – все материалы пропали. Ситуацию удалось исправить с большим трудом. В соцсетях работать надо, но следует понимать, что это чужое поле. А сайт – собственный якорь, где имеется опорная и ключевая информация, к тому же с его помощью можно и нужно зарабатывать. Серьезные новости в соцсетях не привлекают людей, там необходимо работать по другим правилам и учиться у лучших в деле. СМИ не в силах соперничать с соцсетями, но все равно необходимо привлекать внимание их аудитории к себе – без этого уже не обойтись. В сетях удобно работать с экспертами, проводить опросы, формировать банк ньюсмейкеров, находить внештатных авторов, втягивать людей в комментарии, давая им возможность общаться на платформе газеты. Чем больше пишут изданию читатели и жители территорий, тем меньше надо напрягаться журналистам в поиске интересных историй и информационных поводов.
– Что необходимо сделать журналистам печатных СМИ сегодня, чтобы завтра остаться в профессии?
– Следует использовать сеть Интернет, чтобы создавать уникальный контент для бумажного издания. Сделать газету интересной для читателя помогут спецпроекты, инфографика, колонки путешественников, краеведов или других авторов, способных высказать свое мнение по злободневным вопросам. Региональные СМИ уже делают полезные и качественные проекты по пенсионной и мусорной реформам. Всегда остаются востребованными темы здоровья, еды, истории, воспитания детей. Печатные площади становятся все дороже, поэтому на них должны появляться только качественные тексты и фотографии, тогда использование бумаги будет оправдано. Журналистам надо учиться и учиться, совершенствовать свои навыки – профессионалы всегда будут нужны.
Марина Белова
Источник: МедиаПоток