В 21 веке в России среди губернаторов и их подчиненных также сохраняется выборочное отношение к выполнению поручений главы государства, впрочем, также и своих обязанностей. Не случайно Счетная палата неоднократно в достаточно резких тонах комментировала неудовлетворительное исполнение национальных проектов, да и бюджета в целом.
Поэтому трудно удивляться тому, что поручение Президента РФ от 25 сентября 2019 года о поддержке печатных СМИ и конкретно системы распространения их через киоски прессы выполняется по-разному, а в более чем 60 % субъектов РФ не выполняется вообще.
Киоск прессы – как лакмусовая бумажка, которая четко проявляет отношение властей к печатному слову, к повышению образования и культуры населения.
На днях был опубликован рейтинг субъектов РФ по количеству киосков прессы на душу населения. В рейтинге есть безусловные лидеры, где киоски прессы поддерживаются и население имеет к печатной продукции нормальный доступ. Есть и уникальные территории, это, прежде всего, Липецкая область, где администрация ежегодно выделяет субсидию на развитие и модернизацию киосков прессы, а аренда земли под объекты прессы составляет от 2,5 до 12 рублей за кв. метр в месяц. В Воронежской области успешно развиваются павильоны прессы тоже благодаря прямым субсидиям на эти цели от губернатора. Уникальная ситуация и в Ленинградской области, где уже треть киосков прессы размещена на муниципальной земле на бесплатной основе, то есть распространители здесь не платят за аренду, что укрепляет экономику этой низкорентабельной торговой деятельности.
В Москве на рынке представлено 5 видов торговых объектов прессы – от 3 кв. м до 10 кв. м. А в настоящее время здесь приступили к эксперименту по развитию сети мультимедийных павильонов с расширенным ассортиментом товаров и услуг.
Хорошая информация поступила и из одной из северных территорий страны – Ямало-Ненецкого автономного округа, который на протяжении последних лет был в числе аутсайдеров по киоскам прессы на душу населения. Руководство этого субъекта РФ правильно отреагировало на поручение Президента. Здесь в целях активизации работы по развитию инфраструктуры нестационарной торговли, в том числе по продаже печатной продукции, в муниципалитетах введена упрощенная процедура предоставления хозяйствующим субъектам права на установление нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, без проведения процедуры оформления земельных отношений. При этом места под нестационарные объекты стали предоставляться в большинстве случаев безвозмездно и без дальнейшей оплаты.
Но, к сожалению, есть обратные примеры. В числе аутсайдеров по выполнению поручения Президента РФ от 25 сентября 2019 года находятся Республика Ингушетия, Республика Саха (Якутия), Курганская область, Чеченская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, а также Мурманская область и Республика Коми.
Мне могут возразить: дескать, зачем ставить объекты прессы в то время, когда пресса никому не нужна. Это как минимум заблуждение, а как максимум – борьба за рекламные доходы в целях их перераспределения в другие сферы. В Германии, к примеру, в настоящее время действует 100 000 точек по продаже прессы, в нашей стране – в 6 раз меньше, хотя наше население значительно больше, чем германское. Пресса людям нужна, но, естественно, не вся, есть и такая, которую можно отнести к макулатуре. Но печатное слово людей развивает и развивать будет, а печатная продукция с нами будет навсегда, так как она является важным элементом человеческой цивилизации.
Ну а то, что некие чиновники игнорируют поручение Главнокомандующего, то это скорее их беда. По делам и воздастся.
Источник: сайт радиостанции Эхо Москвы