Статья Никиты Лебедева «Как реформировать подписку на прессу: пять вопросов к Почте России» ориентирована прежде всего на создание новых подписных сервисов, а предлагаемые формы и методы базируются на новых цифровых технологиях и ориентированы на молодого потребителя.
Надо признать, что предлагаемые автором инструменты в той или иной степени используются в различных отраслях. Полагаю, что эти идеи являются, безусловно, перспективными и ценными. Но принципиально важно предложенные сервисы адаптировать к различным изданиям, разным категориям потребителей и особенностям издательского бизнеса.
Ирина Дубова и Сергей Цыганов в своей статье «ИД «Собеседник» о реформировании подписки на прессу» вступили в полемику с Н. Лебедевым, задавая ряд принципиальных и жизненных вопросов. Я бы среди них выделил ориентацию на особенности производства различных видов печатной продукции, экономику издательского дела и защиту интересов различных категорий читателей – от студентов и школьников до пенсионеров и инвалидов. И в этом, безусловно, есть свой резон, отражающий многолетний опыт работы коллег на подписном рынке.
Не согласен я только с одним из тезисов в статье – о том, что предложения Н. Лебедева являются опасными и неэффективными. Действительно, в этих двух публикациях столкнулись «лед и пламень», «бумага» и «цифра», а истина, как известно, в симбиозе и взаимной поддержке.
Предложения Н. Лебедева, безусловно, впрямую подходят к электронным версиям СМИ и ставят задачу оптимизировать и повысить эффективность почтового сервиса. Представители же издательства сетуют на то, что сервисы могут быть самыми высокими, но в случае неудовлетворительных сроков доставки подписных изданий населению вся модернизация теряет смысл. И это тоже правда.
В этом вопросе свое слово должна сказать Почта России и выступить скорее не арбитром, а партнером, который готов идти по пути реформирования и поиска оптимальной модели вместе с отраслевым сообществом.
Александр Оськин, вице-президент СППИ ГИПП