Странная социология развлекательного интернет-ресурса

Социологические исследования порой бывают как дышло – куда его заказчики повернут, так и вышло. То есть получается нужный результат, иногда оплаченный, а иногда чем-то мотивированный. У нас принято любой даже самый безграмотный опрос громко называть социологией. Я бы за такие художества предложил ввести некоторые репрессии профессионального и морально-этического характера, чтобы безответственным людям неповадно было вводить в заблуждение широкие народные массы через интернет-ресурсы. 

На днях я с удивлением обнаружил, что развлекательная социальная сеть «Фотострана» провела так называемое социологическое исследование об отношении граждан к бумажной прессе и выяснила, что 64% опрошенных газеты и журналы не читают, предпочитая им экраны различных девайсов. Результаты этих исследований подхватило информационное агентство «Дейта», прибавив пару процентов к полученному результату, оно обобщило данные по городу Волжскому, отнеся их сразу ко всем россиянам. Так, ИА «Дейта» сообщило, что «лишь 23% опрошенных продолжает покупать бумажные СМИ в киосках печати», в то время как «порядка 66% респондентов давно перешли на электронные версии популярных изданий – многие по-прежнему верны любимым СМИ, вот только предпочитают читать их с мониторов компьютеров, ноутбуков или смартфонов».

Все это исследование, безусловно, наносит удар по печатным СМИ, уверяя своих пользователей в приоритете электронных носителей перед бумагой. При этом авторы исследования не удосужились сообщить о параметрах своей «научной» работы – о качестве проведенной выборки, структуре, возрасте исследуемой группы и репрезентативности опроса.

Если «Фотострана» опрашивала своих пользователей через соцсеть, это один вариант. Если она собирала фокус-группы – это другой вариант. Объявленный охват опрошенных – около 1 000 человек – скорее склоняет меня к мысли, что это был интернет-опрос, а в этом случае результат был предсказуем, т. к. пользователи социальных сетей, особенно люди до 25 лет, мало что читают вообще, а уж газеты и журналы тем более. Для сравнения можно было провести опрос среди читателей какой-нибудь крупной библиотеки…

Несколько ранее всякого рода «похоронные команды» печатной прессы боролись за рекламу и ее перемещение из печатных в электронные СМИ. В данном же случае авторы опроса, видимо, решили побороться за расширение армии своих пользователей. На своем сайте «Фотострана» зафиксировала, что количество пользователей в этой сети превысило 60 млн человек. Спорить не буду, но зачем им потребовалось еще и дискредитировать бумажных конкурентов, понять трудно. Значит, чего-то друзьям не хватает. Сдается мне, что не хватает грамотности в сфере социологии и медиатрендов. 

Меня особенно позабавило еще одно исследование «Фотостраны» в Магаданской области, результаты которого, как сообщил сайт MagadanMedia.ru, показали, что 51% респондентов считают, что современная мода «крадет женственность у женщин и мужественность у мужчин». Интересно, среди каких женщин и мужчин проводилось это исследование? Среди домохозяек и актрис? Среди монтажников-высотников и врачей? А признаки пола мода отбирает у кого? У подростков? А может, у младенцев, которым все равно, что надевать?

Словом, надо учиться, учиться и учиться, в том числе социологии.

Источник: Блог Александра Оськина на "Эхо Москвы"

У вас недостаточно прав для комментирования