Ɔ. Какие проблемы принесла эпидемия коронавируса издательствам?
Самая большая наша проблема — это закрытый склад. Месяц назад мы допускали, что склад не будет работать, и загружали партнеров дополнительными партиями книг заранее. С 10 апреля работу склада удалось возобновить.
Вторая проблема — неработающие офлайн-магазины. Существенного всплеска продаж онлайн мы не видим. Я думаю, многие сейчас находятся на стадии неприятия ситуации, не могут перестроиться и не готовы читать и покупать книги. Сроков, когда офлайн-магазины откроются, мы также не знаем.
Некоторое время не работали типографии — мы не знали, когда выйдут новые книги. Сейчас в этом отношении ситуация стабилизировалась и большинство типографий возобновили работу. Но все, что мы запланировали выпустить в апреле, будет напечатано в мае или даже позже.
Поскольку никто не может сказать, как долго продлится карантин, мы не понимаем, как планировать офлайн-мероприятия на май, будут ли они проводиться. Конечно, мы перенесли часть своих событий в онлайн, но в интернете тяжелее бороться за внимание людей: в сети много отвлекающей информации.
Ɔ. И все же вы продолжаете работать. Что помогло удержаться на плаву?
Новый кризис отличается от кризисов 2008-го и 2014-го годов чрезвычайно быстрым развитием событий. 27 февраля мы провели мозговой штурм по самому негативному сценарию: падение курса рубля, карантин по уханьскому типу, закрытие книжных магазинов. К несчастью, сценарий полностью оправдался всего через четыре недели. К счастью, мы успели продумать возможные проблемы и подготовиться: перевели сотрудников на удаленную работу, провели анализ технологической цепочки, разработали регламенты удаленного сотрудничества.
Мы отменили офлайн-мероприятия и сосредоточились на онлайне: разработали лендинги, проработали платформу для выступления авторов, создали экспертные сообщества по коронавирусу. Например, вместе с нашими авторами — известным врачом Александром Мясниковым, автором книги «Инфекции», медицинским журналистом Ольгой Кашубиной, ведущим редактором Ольгой Шестовой провели онлайн-пресс-конференцию, на которой говорили о коронавирусной инфекции — в рамках программы «Пора лечиться правильно».
Ɔ. Какая помощь нужна издательству?
Для нас важно, чтобы власти сейчас поддержали книжную розницу: помогли с арендой, с кредитными выплатами, налогами, отменили НДС. Это позволит снизить ценник на книги и поддержит падающий спрос на интеллектуальную продукцию.
Коллег я призываю перестать делить отрасль на «больших» и «маленьких». Мы стоим перед угрозой потери всего книжного рынка, поэтому сейчас надо объединяться. Мы должны выступать единым фронтом, отойти от взаимных обвинений и перейти к общим инициативам, чтобы лоббировать интересы отрасли перед правительством. А когда карантин закончится, нам нужно будет вместе думать, как вернуть людей в книжные магазины. Ни одно издательство, ни одна книжная сеть не справится с этой задачей в одиночку.
Мне очень нравится проект Support Local, который создан для поддержки местного малого бизнеса. Сейчас очень многие книжные магазины потеряли возможность торговать офлайн. Поэтому я призываю каждого читателя поддержать свой любимый книжный магазинчик онлайн-покупкой хотя бы одной книги. Возможно, вы немного переплатите по сравнению с покупкой в крупных интернет-магазинах, зато дадите шанс на выживание маленькому. Если маленькие магазины закроются, вся отрасль сократится в два-три раза и окажется под угрозой исчезновения. Поддерживая их, вы поддерживаете всех нас.
Ɔ. Какое будущее ждет издательский бизнес?
Чем дольше будет длиться карантин, тем сильнее изменятся потребительские привычки людей, то, где и как они потребляют те или иные товары и услуги.
Конечно, в первую очередь вырастут продажи через интернет-магазины: сейчас большое количество людей переориентируются на онлайн-покупки. Если читатели перестанут ходить в книжные, то мы потеряем культурные центры — места, в которых люди знакомятся с книгой. Если книжные магазины не смогут выкарабкаться, то нас ждет закрытие маленьких издательств, небольших магазинчиков, которые составляют культурное лицо города.
С точки зрения издательского бизнеса мы ожидаем смены приоритетов: то, что интересовало людей всего какой-то месяц назад, сегодня уже неактуально. Поэтому и наш издательский план устаревает, те книги, что мы заказывали полгода назад, в новых реалиях могут быть неинтересны читателям.
Куда сдвинется спрос, например, будут ли людей интересовать экология, осознанное потребление и ведение переговоров в условиях карантина, когда все в масках и боятся близких контактов, мы пока не понимаем. Но я не сомневаюсь, что мы преодолеем этот трудный период. Книгоиздательство — гибкий бизнес. Мы всегда можем перенастроить фокус в пользу интересов потребителей и вместе с читателями продолжим открывать новый мир и достигать новых вершин.
Источник: snob.ru