В ситуации нынешнего «урагана» СМИ должны быть включены в перечень тех отраслей, которые признаны пострадавшими, и им должны быть предоставлены льготные субсидии, возможно, зарплатные возмещения — хотя бы в размере МРОТ. Об этом исполнительный директор Альянса независимых региональных издателей (АНРИ) Сергей Лапенков рассказал в подкасте «Росбалта».
— На сайте вашей организации указано, что альянс объединяет 57 издательских домов по всей России — от Калининграда до Владивостока. Можно предположить, что в последнее время их число меняется?
— Да, цифры эти меняются регулярно — в зависимости от того, кто пришел, кто ушел. Недавно к нам присоединился журналист, ведущий паблик «Брянский ворчун», но, в то же время, наши коллеги из «Хабаровского экспресса», к сожалению, вышли из АНРИ. Мы объединяем не только газеты, но и интернет-издания. Например, питерская «Бумага» или интернет журнал «7×7» — это тоже участники нашего альянса, далекие от привычной канонической печати. СМИ нового поколения тоже участники АНРИ.
— Я сейчас перечислю проблемы, которые, как мне кажется, возникли у всех издателей в связи с эпидемией, а вы поправьте меня, так это или нет. Сокращение точек продажи прессы, срыв подписной компании, отмена всех конференций, круглых столов, различных мероприятий, которые приносили редакциям доходы. Что-то еще общее есть у всех?
— Вы знаете, на самом деле кризис обострил традиционные проблемы печати, как хроническое заболевание. То, о чем на протяжении последних трех лет периодически говорят отраслевые организации, мы, наши смежники из Союза предприятий печатной индустрии, то, что звучит на разных площадках общественных слушаний в парламенте, в общественной палате, это очень понятные болевые точки. Это то, что происходит с киосками в нашей стране, с сокращением не только специализированных точек продажи, но и возможности реализовывать розницу в ритейле. Это бесконечные проблемы с подписными тарифами, с тем, как формулирует свое отношение почта России, перекладывая внутриобластные и магистральные перевозки на издания, что для них является избыточной нагрузкой.
Еще я бы добавил дороговизну бумаги. После того как около полутора лет назад Китай остановил свои большие комбинаты, сочтя их «грязными», на рынке образовался некий разрыв между потребностью и предложением. Многие наши комбинаты направили туда свою бумагу, но понятно, что это другие цены. Торговать внутри страны стало не так интересно, поэтому внутренняя цена стала подтягиваться к мировой. В прошлом году мы говорили о том, что было бы здорово, если бы существовал какой-то понятный темп роста цен на бумагу. Чтобы как-то это регулировать этот процесс, введя какой-то понятный шаг, или привязав их к официальной инфляции. Потому что скачок цен на бумагу в прошлом году был на уровне 20-25%. Все зависит от региона, в котором находится издатель. Я знаю, что Дальний восток до определенного времени завозил бумагу из-за границы.
Конечно, на фоне происходящего экономического кризиса каждая проблема, связанная с печатью, стала очень болезненной историей. Это действительно так.
— Есть ли регионы страны, где на сегодня возникли специфические проблемы? С местными властями или, например, с очень жесткими карантинными мерами?
— Я могу ответить, наверное, так. У всех все плохо, но у некоторых чуть лучше, чем у других, потому что были регионы, в которых власть шла навстречу. Это, например, Воронеж, Липецк, — этих регионов немного, к несчастью. Там и сети распространения работали, в отличии от других регионов Российской Федерации, там было гораздо больше точек продажи. Они и выглядели по-другому — это были современные мультимедийные павильоны, где можно было приобрести и печать, и сопутствующие товары.
В большинстве регионов все, конечно, сейчас совсем печально. Мы получаем информацию, что ритейл совершенно отказывается работать с бумагой. Возникли опасения, а не переносит ли бумага коронавирус, и многим газетам стали отказывать в возможности продаваться в супермаркетах, которые сохранили свой рабочий режим в условиях ограничения деятельности многих предприятий. Три недели назад много шума наделала история о том, что газеты были исключены из перечня товаров первой необходимости, которые должны продаваться в условиях пандемии. Газеты просто неожиданно исчезли, и пришлось решать этот вопрос «вручную» на уровне регионов. Правда, это было решено довольно быстро практически везде.
— Сергей, есть ли примеры того, как издатели пользуются обещанными мерами поддержки? Насколько я понимаю, большинство из них, с точки зрения закона, — это как раз средний и мелкий бизнес.
— Нет таких примеров, потому что, к сожалению, нет доступа отрасли к тем мерам, которые вошли в пакет помощи наиболее пострадавшими от пандемии. Это является нашим основным требованием, просьбой, тезисом в тех обращениях, достаточное число которых мы написали только за последний месяц. И мы считаем важным сейчас, в ситуации «урагана», не распространяться о разных традиционных проблемах, найти одну точку опоры и попробовать зафиксировать ситуацию с ее помощью. Мы считаем, что СМИ должны быть включены в перечень тех отраслей, которые признаны пострадавшими, которым предоставлены льготные субсидии, которым, возможно, дадут зарплатные возмещения, хотя бы в размере МРОТ. Мы малый и средний бизнес, нет крупного бизнеса в отрасли совсем.
Что мы получили? Мы получили только ту компенсацию возмещения, которая связана с социальными налогами на размер зарплаты свыше МРОТ — в мае можно будет платить 15%. В апреле все были вынуждены платить первый квартал по полной ставке в условиях, когда оборот резко упал.
— Есть ли какие-то печальные сигналы из регионов о сворачивании бизнеса, закрытии предприятий?
— Ну, если говорить от АНРИ, я не получал сигналов от наших участников о том, что они совершенно остановили деятельность и просто по экономическим причинам ликвидируются. Мы провели опрос и намерены повторить его в начале мая, чтобы сравнить динамику. Опрос не только среди участников АНРИ, но и среди региональных медиа, которые готовы были ответить на вопросы, связанные с экономикой предприятия и шагами, которые они предпринимают. Ответили около 60 изданий из 28 регионов. На тот момент (три недели назад) у трети тираж упал более, чем на 30%-40%, у 10% тираж упал на 50%, то есть люди сокращают издание газет. Если говорить о дистрибуции, о рознице, то у 30% розница упала на 30%, а 25% отметили сокращение на 50% и более.
Рынок рекламы был зафиксирован на уровне падения от 60% до 80% подавляющим большинством опрошенных. Только 15% сказали, что у них реклама упала на треть. Но были и те, кто говорил о полной остановке рекламного рынка в регионе. Это, конечно, связано с тем, что кормильцы региональных изданий, особенно небольших, — предприятия сферы обслуживания, питания, туризм, соцкультбыт. Это малый и средний бизнес, который из-за кризиса остановился в первую очередь.
Поэтому ситуация, к сожалению, заставляет думать о том, что в ближайшее время сигналы о закрытии изданий мы получим и в АНРИ. Более того, не так давно представитель Союза журналистов России, говоря о том, что ожидает в будущем отрасль, признал как данность, повторяя вслед за Волиным (замглавы Минкомсвязи Алексей Волин), что часть изданий будет потеряна, часть изданий переживет не лучшие времена и станет чем-то другим.
Сократят людей, сократят тиражи, но кто-то в этой ситуации уцелеет. Как минимум это те, кто вошел в тот самый отраслевой список системообразующих предприятий. Это менее сотни наименований, на сайте Минкомсвязи можно посмотреть, там из газет всего несколько федеральных изданий таких как «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Аргументы и факты», «Российская газета»… Остальные оставлены с проблемой один на один. И, я так понимаю, что несмотря на все письма к премьеру Михаилу Мишустину и главе профильного комитета Госдумы Александру Хинштейну, обращение Максута Шадаева (главы Минкомсвязи) к главе правительства с предложением все-таки включить прессу в приоритетный список пострадавших отраслей, ответа нет.
Я думаю, что для многих этот месяц был решающим, и если бы эта помощь пришла две недели назад, если бы малые, средние по форме бизнеса региональные издания получили доступ к тому, что предлагает государство пострадавшим отраслям, то кому-то это помогло бы выжить. Но, к сожалению, этого не произошло и вряд ли произойдет, и поэтому ближайшие месяц-два будут показательными с точки зрения изменения медийного ландшафта в нашей стране.
— Вы обсуждали с коллегами появление нового закона о фейках про коронавирус и о том, как это может сказаться на работе издателей, журналистов, редакций в нынешней ситуации?
— Обсуждали. Не могу только сказать, какими словами (смеется). Обсуждали, более того, одно из наших изданий из Башкирии PROUFU.ru, так же, как и красноярский телеканал ТВК, уже стали жертвами применения этого закона. Мы говорим про статью 13.15 КоАП РФ (злоупотребление свободой массовой информации) и так называемый Закон о распространении недостоверной информации, который теперь применяется и непосредственно к публикациям о коронавирусе.
Мы видим, что закон применяется очень странно. Вот история ТВК, которые у себя разместили ролик «отрядов Путина» — экзальтированные старушки сжигали в ведре нарисованный коронавирус. Ролик был размещен с довольно ироничным комментарием, потому что это ситуация, вызывающая грустную иронию. И в результате ТВК получили иск на 500 тысяч рублей — штраф, который на них накладывают по требованию Генпрокуратуры. Они собираются его оспаривать.
В Уфе была другая ситуации. Там наши коллеги из издания ProUfu.ru, участники альянса, опубликовали у себя информацию из издания «Коммерсант», где было сказано, что в республике есть распоряжение приготовить тысячу мест на кладбище под жертвы коронавируса. Пятьсот по православному обряду, пятьсот по мусульманскому. Ребята обратились за комментариями в мэрию, мэрия подтвердила, что такое распоряжение есть и только после этого информация была опубликована в издании, которое испытывало понятное желание рассказать это своей аудитории с деталями, о которых «Коммерсант» не писал.
На следующий день мэрия отказалась от своих комментариев — не знаю, что произошло за ночь, кто кому звонил, но теперь издание обвиняют в том, что оно распространило недостоверную информацию. Сейчас идет дознание, за которым мы наблюдаем.
Некоторое время назад объединение независимых медиа «Синдикат 100», куда входят в том числе и некоторые из наших участников, опубликовало обращение. Оно было адресовано к аудитории, к читателям, зрителям и слушателям, где как раз говорилось о том, что это очень странный закон, применяется он очевидно для того, чтобы дать понять, какая информация может публиковаться, а какую информацию изданию все-таки лучше не публиковать во избежание неприятностей. Поэтому, конечно, закон очень сырой и применяется избирательно.
Источник: 19rus.info