В 2012 году Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания стал Академией медиаиндустрии. Но смена вывески мало что поменяла в содержании — даже сайт организации остался прежним.
В конце 2018 года в Академии появляется новый ректор — Сергей Давыдов, ранее занимавший должность заместителя декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ. О том, какие изменения произойдут в одном из старейших учебных заведений отрасли, он рассказал журналистам Sostav.
Сергей, что лично для вас означал переход из «Вышки» в Академию медиаиндустрии? Это челлендж?
Это действительно вызов, вы правы. Прежнее и более известное название нынешней Академии медиаиндустрии — «Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания». В будущем году этой организации исполняется 50 лет. Это солидный возраст, но жить надо уже по-новому.
В Академии изначально стояла задача готовить кадры для медиаиндустрии (ТВ, радио, печатные и электронные СМИ). Сейчас концепция поменялась, потому что поменялась сама медиасреда. Раньше у нас было лишь несколько ВУЗов, в которых можно было получить журналистское образование. Академия, а тогда Институт повышения квалификации, занимал в этой линейке значимое место. Скажем, именно там учились многие из тех, кто сегодня работает в телевидении. Сегодня специальность «журналистика» появилась во многих ВУЗах, среда стала гораздо более конкурентной. Поэтому своей ближайшей целью я вижу необходимость «перезапустить» Академию, сделать ее значимым, активным игроком на рынке профессионального образования и переподготовки кадров.
Это цель, но каковы задачи? Что вы будете для этого делать?
Первое - это развитие коммерческого направления. Сюда входит развитие дистанционного, то есть онлайн-образования, это позволит расширить ареал нашего влияния и лучше работать с регионами. Естественно, что для этого будем разрабатывать новые программы в сфере диджитал, новых медиа, которые сейчас представлены довольно слабо.
Какие проблемы при этом возникают?
Да я не вижу особых проблем.
А мы видим. Целевой группой для онлайн-образования будет, надо полагать, молодежь. Новыми медиа тоже занимаются молодые люди, планка личных доходов у них стоит достатчно высоко. А преподаватели традиционно — это люди старшего возраста, уровень оплаты труда здесь традиционно другой.
Кого и как вы будете привлекать для преподавательской работы с молодежью?
Я не могу сказать, что мы богаты. Есть много конкурентов, которые имеют больше финансовых возможностей. Но у нас есть сильная сторона — это связь с индустрией. Мы — единственная образовательная организация, которая входит в структуру Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям («Роспечать»). Тем самым, мы оказываемся ближе к участникам отрасли и можем рассчитывать на их помощь и взаимодействие. Именно оттуда мы планируем привлекать практиков для преподавательской работы. Это не профессиональные педагоги, но у них есть знания и желание делиться ими. Вот с ними мы и будем создавать программы для дистанционного обучения.
Кто будет за это платить?
У нас есть государственное задание. Если речь идет, например, о ВГТРК или РТРС, мы можем организовать обучение в рамках бюджета, если это коммерческие предприятия или предприятия, которые не входят в структуру «Роспечати», то работаем на коммерческой основе.
Какова доля коммерческих клиентов?
Это значимая доля, но, конечно, меньше, чем хотелось бы — десятки процентов.
Чему вы их учите?
У нас две группы специальностей: технические, например, звукорежиссер, осветитель, оператор и творческие — журналистика, режиссура, сценарное мастерство.
А реклама? Ведь где журналистика — там пиар, где пиар — там реклама. Вы занимаетесь этим?
С рекламой и пиаром Академия традиционно работала мало, но нам ничего не мешает этим заняться.
Чем вы руководствуетесь, когда рассматриваете возможные направления развития?
Я вижу определенные ниши, но рынок очень плотный. Мы пойдем туда, где будем чувствовать возможность успеха. Пока мы в поиске.
Какой путь развития для вас предпочтительнее: интенсивный или экстенсивный?Первый предусматривает работу со сравнительно небольшим числом клиентов, перед которыми разворачивают широкий спектр предложений, второй — стремление расширить клиентскую базу.
Самое очевидное направление развития — идти в регионы, то есть развивать онлайн-форматы. Ведь при прочих равных для обучения в Москве люди должны потратить значительные средства на транспорт и оплату проживания.
Онлайн-образование — интересная тема. Ведь тут все иначе и не только в техническом плане, но и методическом. И это требует соответствующей подготовки.
Где бы берете соответствующие этим требованиям кадры?
В Академии уже есть преподаватели, которые имеют опыт онлайн-преподавания, и есть методики. Учитывая растущую рыночную потребность, наша задача — расширять и убеждать действующих сотрудников переходить в онлайн-формат. Ну и конечно, будем привлекать молодых.
В чем их стимул в сотрудничестве с Академией?
Есть люди, которым интересно преподавать в качестве дополнения к основной работе. Но сейчас для нас важно не стремиться расширить штат, привлекая новичков в преподавании, а выстроить правильные взаимосвязи с теми тренерами и практиками, которые уже работают с нами в той или иной форме. Вот их в первую очередь мы готовы обучать и передавать методики.
То есть в первую очередь надо учить учителей?
Да. Опыта пока нет, взять его неоткуда, будем сами развивать это направление.
Изменит ли онлайн-формат обучения подход к привычному для нас виду образования, который можно назвать «классическим»?
Академия в этом плане находится в счастливой нише, мы — не классическое образование, мы не журфак. К нам приходят взрослые и опытные люди на переподготовку. У нашего слушателя может быть самый разный опыт и образование, какой угодно бэкграунд. Мы работаем с теми людьми, которые знают, чего они хотят и наша задача — дать им это. Если человек хочет выучиться на осветителя, мы даем ему такую возможность, для этого не надо «менять его сознание».
Пример с осветителем понятен. Но вот если к вам пришел журналист с «тяжелой рукой», он пишет трудно или слабо. Вы будете менять его сознание?
У нас вообще нет задачи изменить сознание, есть задача дать какие-то навыки, инструменты и так далее. Сегодня журналист должен не только писать, но и работать с источниками, использовать какие-то специальные программы, число которых постоянно растет и т. д. Если человеку надо вот это, мы сможем помочь.
Сейчас много говорят об изменении бизнес-модели в разных областях. Сохраняется ли у вас модель «мудрый преподаватель приходит к ученику и передает опыт»?
Нет, эта модель не востребована. К нам приходят слушатели, которые уже много знают. Скажем, человек, который хочет стать блогером. Намечая план работы с ним, мы идем от потребностей. Они комплексные, такими же должны быть и курсы. Блогеру нужно уметь монтировать, хорошо и четко говорить «на камеру», у него есть творческие задачи: формирование концепции, контента и работа с аудиторией, и все это вполне понятные навыки, которые тренируются. В ходе самостоятельной работы слушателям должны помогать тьюторы, а это уже сосем не то же самое, что классические преподаватели. Кроме того, для людей творческих специальностей важен конкретный продукт, который они учатся создавать. Поэтому, в финале они выходят с проектом.
Преподаватели, как их ни назови, это ключевые для вас люди. И для вас должны быть хорошо понятны их ценности. Зачем они идут в эту профессию, совмещая ее с основной, ведь деньги там небольшие, говоря откровенно?
Перекупать людей мы, конечно, не сможем. Я пришел в Академию из «Вышки», и все здесь начали ждать, что сейчас за мной придет целая команда. Но у меня нет инструментов, чтобы их привлечь. Зато у меня есть глубокое убеждение, и оно работает: о том, что профессионал без учеников — это не профессионал высшей категории. И есть люди, которые это мнение разделяют.
У нас есть преподаватели, которые работают на хорошей зарплате в известных и небедных, скажем так, медийных структурах, и одновременно преподают. И есть люди, готовые полностью перейти на сторону преподавания. Они придумывают курсы, готовят методики и так далее. Причем это далеко не всегда штатные сотрудники, мы активно развиваем сообщество людей, с которыми мы сотрудничаем по разным проектам с разной степенью интенсивности. А вот если человек готов к тому, чтобы решать управленческие задачи: координировать работу преподавателей, поддерживать коммуникации и т. п., то в этом случае мы готовы привлекать его в штат.
Источник: Sostav.ru