Вчерашний день в Минкомсвязи

В нынешнее трудное время естественным образом обострились проблемы печатных СМИ, а также каналов их распространения. Сегодня, казалось бы, подписка на газеты и журналы с доставкой прессы на дом и в офисы является весьма эффективным и комфортным механизмом доступа населения к печатному слову. Но на деле это не совсем так, поскольку стоимость подписки в нашей стране достаточно высока.

Мы являемся единственной страной в мире, где подписка дороже розницы. Для юрлиц это не проблема, а для населения, особенно живущего в отдаленных и крайне отдаленных территориях, высокая стоимость подписки превращает ее в недоступный, хотя и желанный продукт. В нашей стране после отмены в 2014 году госсубсидий Почте России на покрытие убытков по доставке прессы населению объем подписных тиражей за год упал почти в два раза, составив 0,5 млрд экземпляров.

Газета «Коммерсантъ» посвятила этой проблеме специальную статью, в которой представила мнение различных участников рынка. Поводом для данной публикации стала инициатива Комитета по СМИ Госдумы: руководитель Комитета Александр Хинштейн заявил, что депутаты собираются направить в правительство РФ предложения по поддержке подписки на прессу. И это правильно!

По моему мнению, стоимость подписки надо снизить на 70% за счет выделения госсубсидий на доставку прессы по стране в размере 7-9 млрд руб. в год. В соседней Латвии на эти цели выделяется 3 млн. евро, в США – более 200 млн долл. ежегодно. Такие же меры применяются в большинстве стран мира. В Союзе предприятий печатной индустрии (ГИПП) даже получили официальные ответы российских посольств в Германии и Японии, описывающие механизмы подписки на печатные СМИ в этих странах.

Однако, к большому сожалению, против выделения госсубсидий на поддержку подписки в России выступает Министерство цифровых технологий, связи и массовых коммуникаций РФ. Замминистра А. К. Волин заявил газете «Коммерсантъ» следующее: «В годы, когда субсидия существовала, скидки получали издания вроде "Моя любимая дача", различные кроссворды и астрологические прогнозы, и подписка для "Почты" все равно была убыточной. До бесконечности увеличивать дотации не было возможности. Если мы вернемся к дотированию «Почты России» на подписку, средств все равно на всех не хватит, а финансовое положение компании ухудшится».

Я считаю, что это крайне консервативная позиция, по сути отражающая политику Минфина прежнего кабинета министров, когда чиновники ссылались на необходимость экономии госсредств, не задумываясь о необходимости поддержать население, особенно людей старшего возраста и молодежь, проживающих в отдаленных районах. Замминистра, к несчастью, считает, что поддерживать надо узкий круг СМИ, по его мнению, социально значимых и составляющих менее 5% от всех газет и журналов, зарегистрированных в стране. Он считает, что кроссвордные издания, журналы про сад и огород поддерживать не надо. Это вчерашний день в госполитике, потому что в условиях самоизоляции для значительной части населения издания типа «Сад и огород», кроссворды, газеты и журналы о медицине, спорте и др. сегодня являются чрезвычайно социально значимыми.

 

Я полагаю, что госсубсидии на доставку населению подписки на все без исключения печатные СМИ надо вводить немедленно, сделав их доступными для всех категорий наших граждан. Почта России как акционерное общество, безусловно, не должна нести убытки в сфере подписки. Для этого можно в законодательном порядке отнести подписку на прессу к универсальной почтовой услуге, как это сейчас сделано в части доставки письменной корреспонденции. В этом случае данная услуга и тарифы на нее будут контролироваться государством на основе выделяемых госсубсидий. Механизм простой, хотя возможны и другие варианты решения данной проблемы. Но закостенелые чиновники, исповедующие философию вчерашнего дня, идти навстречу населению не хотят.

Александр Оськин

Источник:  facebook.com/a.v.oskin/

У вас недостаточно прав для комментирования