Алексей Ильин: Мы не просто издатели, а продюсеры авторов

Несмотря на наступление интернета, несмотря на то, что пандемия добавила стимулов уходить в онлайн, традиционное книгоиздательство не желает умирать. Как ему это удается? На вопросы «Инвест-Форсайта» о ситуации на книжном рынке и в издательской отрасли отвечает глава одного из ведущих российских издательств — основатель и CEO издательской группы «Альпина» Алексей Ильин.

Карантин и каналы дистрибуции 

— Как ваше издательство переживает карантин?

— 9 июня карантин, по сути, завершился, и сейчас можно сказать, что мы смогли сработать достаточно эффективно. Практически все сотрудники, кроме склада и водителей, сразу перешли на удаленный режим работы. Работа в компании и отгрузки книг клиентам не останавливалась ни на один день.

Книжная отрасль оказалась среди пострадавших. Конкретно для издателей проблема проявилась в том, что вся офлайн-торговля книгами остановилась. Книготорговые сети и отдельные магазины отказались платить за ранее проданный товар. В связи с этим в апреле случился резкий провал выручки, который пришлось компенсировать быстрым и резким сокращением затрат. В апреле-мае мы переориентировались на онлайн-каналы, продажи там выросли. Это не позволило полностью вернуть продажи на прежний уровень, но дало возможность выйти на рентабельность.

— В какой степени на время карантина актуализировались каналы продажи электронных книг, появились ли у вашего издательства новые каналы продаж, какова их эффективность?

— Продажи электронных и аудиокниг в период карантина практически не изменились. Немного выросли продажи электронных книг и снизились продажи аудио (люди слушают аудиокниги в основном в машинах). Отсутствие роста в этом сегменте объясняется появлением огромного объема бесплатного контента в Сети. Мы в том числе открыли бесплатный доступ к 70 книгам из нашего портфеля.

— Продолжается ли торговля бумажными книгами, каковы главные каналы дистрибуции?

— Торговля книгами через интернет-магазины не останавливалась ни на один день. В отдельные недели рост продаж в «Озоне» и «Вайлдберриз» (главные каналы продаж) превышал 100% год к году.

Что предпочитают читатели 

— Как, по вашему ощущению, меняется читательский спрос в последние годы?

— В последние годы читательский спрос меняется в сторону нон-фикшн. Повышенным спросом пользуются такие книги, которые написаны живо, увлекательно, но при этом корректны с научной точки зрения. Мы такие книги относим к классу «эдютеймент». В сфере художественной литературы сейчас наблюдается спад и фокусирование на очень узком количестве наименований-бестселлеров.

— Какие книги получили особую востребованность во время карантина?

— Главными бестселлерами стали «Пиши, сокращай» Ильяхова и Сарычевой и «Тонкое искусство пофигизма» Марка Мэнсона. Также, к нашему удивлению, сильно выросли продажи книг по финансам — «Разумный инвестор» Грэма, «Сам себе финансист» Тарасовой, «Курс активного трейдера» Герчика и другие.

— В вашей издательской группе несколько тематических подразделений; где продажи растут наиболее быстро?

— В рамках нашей издательской группы действуют четыре редакционных команды: «Альпина Паблишер» (прикладная и деловая литература), «Альпина нон-фикшн» (научно-популярная и мировоззренческая литература), «Альпина.Дети» (детская и подростковая литература), а также редакция изданий на заказ (В2В). Все направления успешно развиваются, но самую высокую динамику в последние три года смогла показать редакция «Альпина Паблишер». Это было обусловлено тем, что там вышли практически все главные нон-фикшн бестселлеры последних лет, включая «Хочу и буду» Михаила Лабковского.

Рынок в поисках модели

— Одно время многие издатели говорили, что главная проблема российской книготорговли — слабая связь московских издательств с книготорговлей в регионах, особенно за пределами областных центров. Решается ли эта проблема?

— Дело не в слабой связи с региональной книготорговлей, а в том, что большинство региональных книготорговцев не может найти модель эффективного развития. Многие из них даже в «мирное время» балансировали на грани банкротства; сейчас, скорее всего, часть из них не выживет. В то же время федеральная книготорговая сеть «Читай-город» в последние годы активно развивалась и закрыла нишу книжной торговли во многих регионах.

— Чувствуете ли вы позитивную или негативную роль государства на книжном рынке?

— В обычное время роль государства на книжном рынке ограничивается организацией книжных ярмарок и наличием в госсобственности ряда крупных магазинов. То, что книжная отрасль в итоге оказалась в списке пострадавших, позволило получить налоговые льготы и субсидии. Однако много издателей так и не получили пока никакой господдержки из-за того, что для получения льгот нужно было иметь код ОКВЭД 58.11 (а у многих просто 58).

— Каков ваш стратегический прогноз в отношении судьбы бумажных книг и издательского бизнеса?

— Книжной отрасли уже около 2,5 тысяч лет. Первые книжные рынки были еще в древних Афинах. Думаю, книжный рынок будет существовать в том или ином виде еще долго. Очень вероятно, что доля электронных книг будет расти, но темпы роста этой доли спрогнозировать практически невозможно.

«Альпина» смотрит в будущее 

— В каком направлении будет развиваться ваше издательство?

— Стратегически мы видим себя как не просто как издателей, а как производителей образовательного контента разного рода и продюсеров авторов. Постепенно нашей задачей становится не просто выпустить качественную книгу и ее продать, но сделать автора звездой, помочь ему создать и продать качественный образовательный контент — от книг до лекций и видеокурсов.

— Какого автора вы бы страстно хотели себе заполучить? 

— Харари и Талеба.

 

Интервью взял учредитель делового издания «Инвест-Форсайт», профессор Артем Генкин

Источник: if24.ru

У вас недостаточно прав для комментирования