Каковы главные принципы редакционной политики «Репортера»? Почему газета остается черно-белой? Должны ли СМИ быть властителями дум? Кто является главным конкурентом местных изданий? Как отразился на работе журналистов закон о фейковой информации? Исчезнут ли в обозримом будущем бумажные СМИ?
На эти и другие вопросы сегодня отвечает главный редактор еженедельника «Репортер и время» Александр Былкин.
– Александр Викторович, 20 лет по нынешним временам – солидный возраст для СМИ. До середины 90-х годов прошлого века единственным общегородским СМИ был «Дзержинец», потом у него появилось немало конкурентов. Но выжить удалось единицам.
– Я как раз в это время пришел в журналистику и помню, что срок жизни новых газет составлял от года до трех лет.
– С чем это было связано?
– В те времена в политику пошли молодые директора промышленных предприятий, бизнесмены, которым, вероятно, было проще создать свой медиаресурс для достижения политических целей, чем договариваться с «Дзержинцем», который занимал монопольное положение на формирующемся тогда рынке средств массовой информации.
Но не секрет, что СМИ – это дорогостоящее предприятие, не приносящее материальных выгод, и, когда политические цели инвесторов достигались, у них возникал вопрос: зачем нам газета? Издание зачастую воспринималось как обуза.
При этом у инвесторов не было понимания того, для чего нужен этот актив, как им управлять, как он должен развиваться. В итоге финансирование прекращалось и газета уходила в небытие.
Кстати, не было порой понимания, как должны существовать СМИ в рыночных условиях, и у сотрудников редакций. Ими, как правило, управляли люди советской закалки. Да, они прошли перестройку, почувствовали воздух свободы, но им было сложно принять новую реальность, в которой выстраивать отношения надо было не только с читателями и сотрудниками, но и с инвесторами и представителями власти.
– Как полагаете, за счет чего «Репортер» 20 лет держится на плаву?
– Первый редактор «Репортера» Светлана Михайловна Забалуева изначально задала газете высокую профессиональную планку, и нам, считаю, удалось ее удержать. Позиция редакции всегда заключалась в том, что мир не делится на черное и белое и надо освещать события с разных точек зрения. Мы никогда не уклоняемся от острых тем, но стараемся придерживаться определенных профессиональных стандартов, принципов, главные из которых – объективность и взвешенность.
Общество и СМИ как его рупор всегда должны критически относиться к действиям власти, но критика не должна быть огульной – в проблемах надо разбираться глубоко и серьезно. И тогда порой выясняется, что в некоторых конфликтных ситуациях нет ни правых, ни виноватых, а претензии, которые мы предъявляем местным властям и бизнесменам, надо переадресовать вышестоящим инстанциям. Вообще, как показывает практика, многие местные проблемы вызваны непродуманностью, «сыростью» федерального законодательства.
Приверженность к объективному подходу при подаче материалов и позволяет нам делать качественный, востребованный продукт, за который читатели голосуют рублем.
– Неужели никогда не возникал соблазн сделать газету немного «пожелтее», чтобы увеличить аудиторию?
– Нет, никогда. Уверен, что аудиторию можно привлекать и другими способами. Вот пример. Многие наши покупатели – люди старшего поколения. Для них мы придумали ретроспективную рубрику «Далекое-близкое», в которой рассказываем о значимых для города событиях, о людях, которые вписаны в историю Дзержинска. Мы делаем это без официоза и пафоса, просто и душевно, стараемся взглянуть на наше прошлое с необычных ракурсов. Знаю, что многие наши читатели очень ждут таких материалов.
Общественно-политическая тематика тоже всегда будет востребована у части аудитории.
Дети взрослеют, у них появляются семьи, кредиты, ипотека. Они начинают задаваться вопросом, а почему мы так живем, и у них просыпается интерес к серьезной политической журналистике.
– И тем не менее тиражи муниципальных газет сегодня не идут ни в какое сравнение с теми заоблачными тиражами, которые были, например, у «Дзержинца» в период перестройки. Пресса давно перестала быть властителем дум.
– В перестроечную пору «Дзержинец» был монополистом, даже местного телевидения тогда еще не было. Да, совокупный тираж всех дзержинских общественно-политических газет сейчас чуть более 10 тысяч экземпляров. Но общее падение спроса на местные печатные издания во многом закономерно, если учесть, что молодежь ушла в Интернет. Это с одной стороны. С другой – местным газетам приходится конкурировать с федеральными изданиями-гигантами. Они объемнее, информативнее, у них низкая за счет миллионных тиражей себестоимость, а значит, и цена.
Однако даже в таких условиях «Репортер» сохранил свою аудиторию и тираж, и я рассчитываю на то, что они будут расти. В юбилейный для нас год мы приняли решение увеличить количество полос – с 16 до 20. Хотя в идеале, на мой взгляд, местная газета должна иметь как минимум 24 полосы, большой штат сотрудников, но это требует значительных инвестиций.
Что касается статуса властителя дум, считаю, не стоит брать на себя такую миссию. Наша задача – доводить до читателя объективную информацию, разъяснять, анализировать, чтобы людям было понятно, что происходит в городе.
– Но последние изменения законодательства, например появление закона о фейковых новостях, этому, по-моему, не способствуют.
– Да, 20 лет назад было меньше ограничений. Сначала закон о клевете, теперь о фейковых новостях, которые преследуются уголовно, усложнили работу СМИ. Раньше журналист, безусловно, был свободнее в выражениях, в оценке происходящих событий.
А еще раньше было больше смелых политиков, общественников, которые не боялись высказывать свою точку зрения. Сейчас ситуация изменилась. Публичная политика и публичная дискуссия исчезли, особенно в таких маленьких городках, как Дзержинск. Там, где раньше завязалась бы дискуссия, прошел круглый стол и люди обменялись бы мнениями, сейчас пытаются решить кулуарно, без какой-либо огласки.
Мы всегда готовы предоставить чиновникам газетную площадь для разъяснения их позиции, но они постепенно все больше закрываются от СМИ. Вспомни, раньше ты напрямую обращалась к тому или иному чиновнику за комментарием. Сейчас чиновникам запрещено давать комментарии без согласования с пресс-службой. Такой порядок замедляет процесс получения информации, порождает недоверие, ощущение, что от тебя что-то хотят скрыть. Конечно, нас, журналистов, это все печалит и тревожит. Нам сложнее работать, находить спикеров, которые бы могли подтвердить или опровергнуть наши опасения.
Но эти препоны не меняют нашей задачи – проанализировать то или иное событие, мотивацию, аргументацию его участников, проверить на жизнеспособность их идеи.
– Насколько, по-вашему, оправданны прогнозы скептиков, предрекающих смерть печатной прессы в обозримом будущем?
– Думаю, что совсем печатные СМИ не исчезнут, так же как не исчезнут книги. Всегда будут люди, которым хочется потрогать газету руками. Не исчез же театр после появления телевидения, хотя многие предрекали его смерть.
– Есть мнение, что чтение газет станет уделом избранных, соответственно, цены на печатную продукцию будут кусаться.
– Ну, может, где-то так и произойдет. Я не думаю, что у нас, в провинциальном городе, газеты в обозримом будущем получат статус элитарного продукта. Нет, они еще долго останутся рабочими лошадками, средством доставки информации для тех, кто не может или не хочет пользоваться для этого Интернетом.
Вообще, я не вижу трагедии в наступлении Интернета. Это естественное течение технической эволюции. Раньше были телефоны-вертушки, сейчас мобильники. Стоит ли горевать по этому поводу? Меняются средства доставки информации, сайты удобны тем, что ими можно пользоваться, не вставая с дивана, а чтобы купить газету, надо выйти из дома, дойти до киоска.
– Поэтому многие федеральные газеты уже существуют в двух версиях: электронной и печатной. Готова ли местная пресса, и в частности «Репортер», к завоеванию интернет-аудитории?
– Не буду скрывать, это сложная задача. Сейчас местные редакции обходятся минимальным количеством журналистов. Его достаточно для того, чтобы делать качественный бумажный еженедельник, но совершенно недостаточно для того, чтобы сделать сетевой медиаресурс, потому что Интернет требует ежедневного обновления информационного контента. Поэтому для создания ресурса, который будет генерировать уникальные материалы, а не работать в режиме новостного агрегатора, потребуется серьезно увеличить штат сотрудников. Без внешних инвестиций решить эту задачу практически невозможно.
Кстати, даже у крупных федеральных изданий не получается сделать свои электронные приложения окупаемыми: Интернет уже приучил нас к тому, что любую информацию можно получить бесплатно. Поэто-му проблема монетизации – мировая.
Думаю, что рано или поздно у серьезной аудитории, к которой относится и городское бизнес-сообщество, все же возникнет потребность в добротном информационном ресурсе, работающем в том числе в Интернете: достоверная и объективная информация о том, что происходит вокруг, нужна всем. Уверен, что придет время и найдутся местные инвесторы, которые будут готовы вкладывать средства в создание электронных СМИ.
– Одно время «Репортер» был цветным, потом вновь стал черно-белым. Это тоже приверженность традиции?
– Наш эксперимент показал, что, для того чтобы газета не потеряла в качестве печати при переходе «на цвет», нужна более качественная бумага, а это удорожание конечного продукта, которое вряд ли обрадует наших читателей. Так что пока решили существовать в классическом черно-белом варианте.
Но мы постоянно совершенствуем дизайн газеты, учимся, посещаем семинары, где профессионалы рассказывают о стандартах высокой печати. Также очень полезны для движения вперед мозговые штурмы, которые периодически устраивают журналисты «Репортера».
Я очень ценю тот факт, что в «Репортере» сформировался костяк сотрудников – хранителей традиций газеты, которые работают в нашей редакции практически с момента ее основания: Светлана Дуденкова, Наталья Панкратова, Марина Егорова, Полина Дмитриева.
И я очень рад, что к нам влилась «свежая кровь»: журналисты с великолепной школой «Дзержинца» – Елена Серова, Елена Богомазова, а также Алексей Мухин, опытный корреспондент с большим стажем работы в разных СМИ.
Этот сплав позволил «Репортеру» сделать качественный скачок в развитии. Скажу честно, мы спорим, иногда ругаемся, но все эти дебаты о том, какой должна быть газета, идут на пользу нам, а следовательно, и нашим читателям.
Источник: reporter-dz.ru