«Мы 70 процентов времени тратим на производство новых медиа, а оставшиеся 30 - на традиционные СМИ»

Генеральный директор «Татмедиа» Шамиль Садыков в интервью KazanFirst рассказывает о современных реалиях, в которых работает крупнейший региональный медиахолдинг. 

Ставить под сомнение перспективность существования газет и журналов сегодня в некотором смысле в медиасообществе Татарстана и России стало чем-то модным. Складывается даже иллюзия, что когда говорят о вчерашней, сегодняшней или даже завтрашней смерти печатки, то на самом деле так подчеркивают передовую роль и перспективность электронных СМИ. 

Однако генеральный директор «Татмедиа» Шамиль Садыков считает, что раз уж говорят о смерти бумажных газет и журналов, то следует в целом рассуждать о затухании эры новостных и информационных ресурсов. Нынешние медиареалии говорят о явном избытки информации и дефиците аудитории. А значит каждая аудитория с привычным ему способом потребления информации ценна. В том числе и те, кто по привычке ещё читают газеты, журналы, смотрят телевидение и слушают радио. 

- Сейчас в СМИ поднялась дискуссия вокруг перспектив традиционных газетно-журнальных изданий. Звучит тезис, что у таких редакций нет перспектив, потому что они не соответствуют трендам. Ваше мнение, в каких сейчас медиареалиях мы живём? 

- Мы живем в эпоху перемен, когда традиционные СМИ переформатируются и меняются под новые жизненные реалии. Находят себя и аудиторию в новых медиа. Если вспомнить 90-ые годы, то была монополия традиционных СМИ, когда был один телеканал и несколько газет. Люди сидели и ждали информацию, она было в дефиците. Теперь ее в избытке. Наоборот, сегодня медиа надо быть в поиске аудитории. 

- Тираж советского татарского журнала «Чаян», кстати, насчитывал несколько миллионов экземпляров. 

- Журналы были не просто доходными, а они были супердоходными. Например, «Чаян» выходил на всю страну миллионными тиражами. На те деньги, которые в советские годы наши журналы и газеты зарабатывали, построили, например наше издательство, то есть нынешнее здание «Татмедиа». Печатные СМИ были популярными, интересными и востребованными. 

Сейчас СМИ находятся на стадии трансформации. Появляются новые медиа. Люди новости уже потребляют на телефоне. К примеру, такие сайты, как KazanFirst, «Татар-информ» и другие наши конкуренты, у них уже больше половины аудитории заходит с мобильных телефонов. 

Есть определенная категория людей, которые не смотрят телевизор, не читает газет, не слушают радио. Говорят, что умирают газеты и журналы, но сейчас ведь уже начали умирать и сайты. Есть люди, которые теперь сидят только в соцсетях. В близком будущем люди практически перестанут пользоваться сайтами. Мы с вами сегодня живём реалиях, когда люди уже из YouTube уходят в TikTok и Инстаграм. Уже есть люди, которые получают информацию только через WhatsApp, Телеграм. Есть чаты семейные, школьные, домовые группы в мессенджерах, и там люди в основном потребляют информацию. 

Есть молодая аудитория, которая вообще индифферентно относится к новостям. Они только развлекательный контент потребляют. 

Дети наши не слушают радио, уже не смотрят телевизор, не читают журналы и газеты. Они живут в соцсетях. А соцсети становятся закрытыми экосистемами, они формируют алгоритмы и пессимизируют ссылочный контент, чтобы люди не уходили из соцсетей. 

Помните, было время 10 лет назад, когда «ВКонтакте» был инструментом формирования трафика для сайтов. Все телеканалы, газеты и журналы создавали группы во «ВКонтакте». И там СМИ находили аудиторию для сайтов. Но и такое положение дел тоже прекратилось. «ВКонтакте» и Facebook как основные глобальные соцсети взяли курс на формирование закрытых экосистем. 

«Яндекс» изменился. Теперь и в самом агрегаторе можно все тексты читать. Хотя раньше, чтобы узнать новость, нужно было из «Яндекса» переходить на сайт. И в Телеграм тоже для чтения новости уже никуда переходить не нужно. Всё и так откроется прямо в мессенджере. 

Ещё более сложные вызовы - меняется модель потребления информации. Были времена, когда наши родители могли перед телевизором сидеть 1,5-2 часа, специально готовиться к этому времени. Это был особый такой ритуал. Было время, когда люди от корки до корки читали газеты и журналы. Сейчас же у людей нет столько времени. 

Если вы посмотрите статистику по пользователям на сайтах, то среднее время пребывания читателя в лучшем случае не больше минуты. А много сеансов и по 10-15 секунд. Есть категория людей, которые не читают большие статьи. Есть даже уже люди, которые и новости-то не читают, а считывают повестку по заголовкам в новостной ленте. 

Сейчас информации слишком много, и поэтому огромный дефицит внимания аудитории. 

Еще одна тенденция - меняется формат и размер новостных материалов, если мобильный телефон даёт трафика на 70% на сайт, и 90% трафика в соцсети, то вы должны понимать, что экран телефона - это наш ограничитель объёма информации. 

Возьмём алгоритмы просмотров видео. Пару лет назад смотрели видео длительностью не более 5 минут. Потом наступило время, когда люди смотрели видео по 2-3 минуты. В этом году уже среднее время просмотра видео - 59 секунд. Люди больше 1 минуты видео уже не смотрят. 

И самое интересное, что уже формируется поколение TikTok, которое смотрит видео только длительностью в 10 секунд. Вы представляете, перед каким вызовом будет скоро профессия журналиста? 

Возможно, что журналиста ждёт судьба профессии фотографов советского периода. В советское же время фотографы были высокообразованными, специализированными, обученными, востребованными специалистами. А сегодня каждый из нас может быть для себя фотографом. 

Профессия журналиста трансформируется. Очевидно же, что простые люди сегодня тоже на какой-то период своей жизни могут стать журналистами. Они снимают видео, пишут комментарии, обсуждают, доводят информацию до аудитории, являются переносчиками или агрегаторами информации. 

Поэтому мы видим все эти реалии современности, и в «Татмедиа» не сидят сложа руки. Вся эта перезагрузка «Татмедиа», которую объявили полгода назад - она у нас сейчас идёт полным ходом, понимая все эти новые тенденции, которые складываются сегодня на медиарынке. Но нам не нужно забывать, что ещё есть та категория людей, которые потребляют информацию через телевизор, радио и газеты, то есть в старом формате. 

Есть ещё наши бабушки и дедушки, которые могут часами смотреть телевизор. Есть ещё бабушки и дедушки, которые могут читать газеты. Есть люди, которые с удовольствием радио слушают. Эти люди, дай Бог им здоровья, ещё долго будут жить. Почему же мы должны их игнорировать? Они такие же члены общества, у них есть такое же право на потребление информации в привычной и удобной для себя форме. 

В эпоху глобализма и этих реформ в медиа, мы не должны забывать об аудитории традиционных СМИ, о своих родителях, бабушках и дедушках. Понятно, что это намного затратнее. Конечно, легче создать Телеграм-канал. Но мы не можем отказаться от аудитории, которая потребляет информацию через традиционные СМИ. 

- Скептики и критики традиционных СМИ рассуждают, что как только до какой-то деревни доведут интернет, там сразу же отпадёт нужда в газетах и журналах. 

- Нет. Вот возьмём, например, Кукморский район. Сейчас там живёт чуть более 50 тысяч человек. Тираж районной газеты «Хезмәт даны» - 5 тысяч экземпляров. На самом деле это очень хороший тираж. Просто Кукмор сам по себе очень активный район. 

- Сегодня Кукмор даже в некотором смысле называют столицей блогерства в Татарстане. 

- Да-да, именно так. И вот в таком районе у нас охват - 40% всего населения района. То есть в каждой семье Кукмора читают нашу газету. Сейчас даже в Казани нет таких СМИ, чей охват был бы в 40% от всего населения. То есть, в районе у нас есть очень сильная аудитория газеты. В районе газета является не только источником новостей, но и источник полезной информации, у кого там юбилей, кого с чем поздравляют, объявления о купле-продаже. То есть, газета в пищевой информационной цепочке Кукморского района занимает очень серьёзное место. И газета до сих пор востребована. 

Несмотря на это, кукморская газета очень активно развивается в соцсетях. Сейчас у них более 19 тысяч подписчиков в Инстаграме. Еще больше «ВКонтакте». У нас в сообществах районных газет активно размещают рекламу, кто-то сено продаёт, кто-то корову, кто-то участок. Инстаграм сегодня в районе не является каким-то бутафорским декоративным инструментом. Сегодня районные издания с помощью соцсетей зарабатывают деньги. Через Инстаграм районных изданий осуществляются прямые связи администраций и глав районов со своим населением. 

- Как решаете кадровый вопрос и вопрос с компетенциями в нынешних медиареалиях? 

- Когда нами была объявлена перезагрузка в прошлом году, то мы заявили, что 70% своей работы будем тратить на обучение. Журналистика - это такая профессия, где очень многое зависит от навыков, от технологий производства контента. Мы открыли медиашколы в «Татмедиа» и нон-стопом, с зимы, проводим обучение в онлайн-режиме. 

Мы провели большую медиа-школу зимой. А летом объявили уже летнюю медиа-школу. Это выглядит в виде кейс-игры, где каждая редакция является командой, которая удаленно, в режиме онлайн получает задание, разные инфоповоды, и они у себя это отрабатывают. Условно говоря, в районах нет таких новостей, как в Казани. Там новостью может стать то, что лебеди прилетели на городское озеро. Для районного центра это, конечно, большая новость. И вот мы учим редакции, каким образом нужно отработать этот инфоповод, у кого какой комментарий взять, какого героя найти, как развивать тему. То есть, все навыки, которые нужны журналисту, мы в режиме онлайн-школы в течение трёх недель отрабатываем. 

За эти полгода научились правильно делать рерайты, попадать в топ «Яндекса», научились делать тексты с уникальностью в 70%. 

Сегодня «Татмедиа» имеет уникальную сеть новостных сайтов, объединенную под одной административной панелью «Татмедиа.ру». Сейчас эта площадка является самой посещаемой, самой востребованной, и мы лидеры по LiveInternet в Татарстане. 

«Татмедиа» имеет сеть из более 40 районных сайтов, где мы агрегируем новости федерального, республиканского и местного уровня. Есть и обратный процесс, новости, которые в районных СМИ размещают, мы потом в «Татар-информе» публикуем. 

У нас большая работа идёт по обучению SMM. У нас очень большая лента групп, более 300 сообществ. У нас более 2 млн подписчиков в сообществах «Татмедиа». 

«Татмедиа» сегодня лидер во всем на медиарынке Татарстана. Лидер в интернете, лидер по «печатке» (225 тысяч экземпляров месячная подписка). «Татмедиа» лидер на телевизионном рынке. У нас есть «Татарстан-24» и 17 телеканалов, у которых самый большой охват в республике. Также «Татмедиа» лидер в соцсетях. У нас также есть Телеграм-канал «Татмедиа», который лидер среди СМИ. Даже в Телеграме мы самые первые, у нас скоро будет 8 тысяч подписчиков. 

Сейчас все районные издания начали создавать свои Телеграм-каналы. Есть районы, в чьих каналах 150 подписчиков, где-то 400. Но для Телеграма - это нормальная цифра, потому что это очень качественная плотная аудитория. 

Наша задача - научить кадры новым медиа, новым навыкам. Но мы в то же время не забываем и про традиционные СМИ и развиваем их. 

- Поделитесь мнением, какой контент и на какой площадке лучше всего размещать? 

- Мы считаем, что все СМИ должны вокруг себя сформировать закрытую экосистему. У традиционных СМИ, в данном случае газета или журнал, экосистема должна состоять из самой газеты или журнала, сайта и соцсети. Скажем, в соцсетях читатели могут обсуждать какие-то вещи. Соцсети позволяют формировать полемику вокруг материала. Этот материал можно с фото и видеоконтентом разместить на сайте. И потом этот материал можно почитать в печатном виде в журнале. 

Приведу пример: детский журнал «Салават Купере». Недавно мы в «Татмедиа» открыли детскую медиа-лабораторию. Купили фото и видеоаппаратуру, оргтехнику. Они запустили свой YouTube-канал и делают видео. Если открыть журнал «Салават Купере», то там почти в каждом материале есть QR-код. Представьте, ребенку покупают «Салават Купере», он нажимает на QR-код - а сегодня у каждого ребенка есть свой телефон - и переходит на YouTube-канал, там он может песню послушать. По QR-коду также можно перейти в соцсети, где у родителей есть возможность поучаствовать в дискуссии. 

Таким образом, традиционное СМИ в виде журнала или газеты востребованы, потому что они ведут свою жизнь и в интернете, и в соцсетях. Такая экосистема даёт им возможность просуществовать ещё ближайшие несколько десятков лет. 

- На ваш взгляд, что сегодня подпитывает интерес к татароязычным СМИ? 

- Когда мы новой командой пришли 5 лет назад и рассказывали нашим коллегам, что мы хотим запустить интернет-сайт на татарском языке, то нам в лицо смеялись. Нам говорили, что татары не сидят в интернете, что они только газеты читают. Ничего подобного. Татароязычный «Интертат» вот уже 5 лет как работает. Это издание №1 в мире по посещаемости среди татароязычных СМИ. К нам ежедневно несколько десятков тысяч человек заходит, у нас читают большие статьи. Несколько десятков тысяч человек читают маленькие новости. 

То есть, татароязычная аудитория максимально представлена на интернет-рынке. Сейчас у нас интернет проведён и в деревне. Татароязычная аудитория хочет читать на татарском языке, хочет слушать новости на татарском языке. И статистика показывает, что такая аудитория с каждым днём растёт. Мы видим живое потребление татароязычного контента. 

Это наша социальная миссия. Мы издаем очень много татароязычной прессы . Кроме «Татмедиа» никто на татарском языке детские журналы и газеты выпускать не станет. Газету, радио никто кроме нас делать не будет. 

У нас есть радио «Күңел», радио «Китап». Сегодня в AppStore приложение «Китап» на первом месте по количеству скачиваний среди татароязычных приложений. За один месяц у приложения 5000 скачиваний. Алла бирcә, осенью его запустим уже в формате FM. А пока сегодня его можно скачать бесплатно в PlayMarket и в AppStore. 

Чтобы люди больше на татарском языке читали, нужно больше контента на татарском создавать. 

Второй момент по татарскому языку - это реформирование самого языка. Газетный татарский язык в интернете не катит. Люди читают всё через экран телефона и им сложноподчиненные предложения, разукрашенные какими-то оборотами, уже не нравятся. 

Все современные языки, придя в интернет, прошли определенное упрощение, адаптацию под требование интернет-аудитории. Процессом адаптации татарского языка сейчас «Интертат» занимается. Наша задача, чтобы людям было легко, понятно и интересно читать на татарском языке. 

Как только язык адаптируется, у нас появится куча материалов на татарском языке, то люди начнут читать. Даже те, кто плохо на татарском языке читает. 

- В медиахолдинге подписка на некоторые печатные издания выросла. Хотя из-за пандемии коронавируса и режима самоизоляции ожидалось, что она должна упасть. Как можете это объяснить? 

- Да, все говорят, что подписка падает. Сейчас пока есть то, что мы успели сделать по подписке в условиях коронавируса, когда почтальонам нельзя было ходить по домам, когда почта не работала. У нас не то, чтобы обвалилась подписка. Какие-то журналы сохранили подписку, а какие-то наоборот выросли. 

Во-первых, мы запустили онлайн-подписку. Сейчас в интернете, не выходя из дома можно подписываться на газеты и журналы. 

Во-вторых, мы занялись альтернативной подпиской. Если брать из подписной цены 1 рубль, то 50 копеек уходит на почтовые услуги. И только 50 копеек остаётся в редакции. И вот редакции на эти 50 копеек должны напечатать газету, а это стоимость бумаги, печати, редакционные услуги. У нас получалась просто огромная цена за почтовые и связные услуги. И какой-то мизер остаётся редакции и типографии. Поэтому в каждом районе, параллельно почте, люди могут прийти в редакцию и подписаться на газету или журнал. И это будет дешевле в 2 раза. 

В-третьих, мы сейчас очень серьёзно занялись розничными продажами. За последние 4 месяца рост розничных продаж изданий «Татмедиа» вырос на 46%. Сегодня мы в Татарстане открыли 451 точку реализации газет и журналов. Только в Казани мы представлены в 103 киосках. 

Наша главная задача - сделать максимально доступными газеты и журналы. 

Был такой период времени, когда все киоски закрылись и негде было купить печатные издания. Их было очень мало. Сейчас мы со всеми игроками печатки заключили контракты. И теперь во всех киосках Казани мы есть. С почтой заключили контракты, и в их 120 отделениях почты поставили свои стойки. Но хотим, чтобы во всех отделениях они были. 

Мы занялись и продуктовыми магазинами. В виде эксперимента в Мензелинском районе запустили продажи на селе, в 40 сельских магазинах продают газеты и журналы «Татмедиа». У нас есть редакционная машина, которая развозит газеты и журналы по магазинам 40 деревень. Пока результаты у такого эксперимента хорошие. Больше 1000 экземпляров газет и журналов в Мензелинске распродаётся. 

В книжных магазинах мы работаем. Например, в магазинах «АСТ-Пресс». 

Также мы запустили в виде эксперимента вендинговые автоматы. Сейчас они установлены на 7 станциях метро, в 2 больницах, и у нас тут в «Татмедиа». У такого автомата две задачи. Во-первых, это продвижение и реклама. Вендинговый автомат - это же стенд, который рекламирует газету, чтоб люди знали, куда и как прийти. Второй момент - бесконтактная возможность продажи газет. Например, на станции метро «Площадь Тукая» у нас периодически разбирают детские журналы «Салават Купере». У нас на это издание бешенный спрос. Люди хотят детей научить татарскому языку, но много людей берут журналы как сувенир. На Площади Свободы у нас есть свой киоск напротив театра оперы и балета. Там тоже самое - большой спрос. Эксперимент с вендинговым аппаратом идёт успешно. Вендинг оправдан, он занимает мало места, за аренду платим не много, продавщица не нужна, накладных расходов меньше. Если сравнить вендинговый аппарат и киоск, то первый в 10-20 раз дешевле обходится. 

И ещё одно направление - это автолавки. «Татпотребсоюз» закупил 83 автолавки. Мы сейчас договорились, что будем продавать газеты и журналы тоже через них. 

Мы в многополярном мире живём и для нас важно быть везде, освоить все виды продаж наших газет и журналов, найти спрос. Вся наша работа с традиционными СМИ никак не исключает, что нам надо заниматься и новыми медиа. Мы 70% нашего времени тратим на производство новых медиа и 30% - на традиционные СМИ. 

- «Татмедиа» вообще ориентируется на прибыль или хватает бюджетного финансирования? 

- «Татмедиа», являясь акционерным обществом и, по сути, коммерческой компанией не только получает финансирование от государства, но и хорошо зарабатывает. Около 70% у нашей компании - это коммерческие доходы. Так, например, во многих муниципальных образованиях Татарстана все местные медиаресурсы являются «татмедийными» и, как следствие, почти 100% рекламного рынка данных районов приходится на наши филиалы. А в некоторых муниципалитетах есть несколько СМИ «Татмедиа», которые вынужденно конкурируют друг с другом. И это позитивно сказывается на доходах, ведь здоровая конкуренция подстегивает наши редакции быть лучшими.

Источник: kazanfirst.ru

У вас недостаточно прав для комментирования