Разговор о цифровизации начал модератор секции, заместитель главного редактора ИА PrimaMedia Руслан Овчинников. Он поинтересовался у секретаря Центральной избирательной комиссии Майи Гришиной, не таит ли электронное голосование в себе опасности.
– Электронная демократия для нас — это участие граждан в формировании аппарата органов власти, органов местного самоуправления. Но Общероссийское голосование по поправкам в Конституцию подразумевало прямое волеизъявление. Для избирательной системы в широком смысле этого слова всего лишь один из способов выявления воли избирателей по широкому кругу вопросов. Никакой опасности здесь нет. В словосочетании "электронная демократия" главное слово — "демократия". Она делает голосование доступнее для избирателя.
Но вопрос это всё ещё неоднозначный. Если посмотреть на один из последних опросов ВЦИОМ, связанных с общероссийским голосованием, то можно увидеть, что процент недоверия больше, чем к традиционным способам голосования.
Не нужно забывать и об интересах кандидатов и партий. Во-первых, это доверие к результату со стороны избираемых лиц, — насколько они могут контролировать нефальцифицированность голоса — а во-вторых, присоединение неких электоральных групп. Какой-то партии избиратели, голосующие дистанционно, не интересны, а для какой-то это может быть ядерный электорат. Поэтому мы двигаемся осторожно, — объясняет Майя Гришина.
Присутствовала на встрече и генеральный директор платформы "ЗаБизнес.РФ" Элина Сидоренко. Платформа "ЗаБизнес.РФ" позволяет бизнесу оперативно "достучаться" до власти, используя цифровизацию. Модератор поинтересовался: как идет коммуникация между платформой и государственными органами?
– Наша платформа позволяет объединить цифровизацию и решение административных конфликтов бизнеса. Всё, что делает платформа, идет в "облаках" — то есть, с использованием облачных технологий. Но решить проблемы с силовыми органами мы таким образом не можем. Мы запустили ряд конференций, в рамках которых встречаемся с губернаторами и омбудсменами, обсуждаем перспективы и возможности. Начали мы с Дальнего Востока.
Цифровизация сегодня позволяет существенно ускорить решение вопросов любого рода. Когда эта система, подобно нашей платформе, выстроена на официальных регламентах работы ведомств, — а они сегодня есть и у МВД, и у ФСБ, и у Следственного комитета, и у Генеральной прокуратуры — это говорит о многом. Мы не можем умалить интересы гражданина, написавшего нам на платформу. Кроме того, потерять чьё-то дело в облачных технологиях просто невозможно. Вся информация аккумулируется через алгоритмы, заложенные в собственной системе, и это позволяет выдавать статистику относительно работы правоохранительных органов на местах. Мы получаем результаты людей, чью практику иначе мы попросту не смогли бы обобщить. Это дает органам власти — и центральному аппарату, и представителям на местах — возможность принимать кадровые решения. Но большая беда — юридический дефицит сопровождения цифровизации. Это рискованно. Должна быть создана пространственная юридическая модель, — считает Элина Сидоренко.
— Поинтересуемся у законодателей: и когда же мы будем догонять прогресс? — обратился модератор к Борису Гладких.
— Законодательство не должно быть в отрыве от тех, кто будет его использовать. Если мы посмотрим назад, мы увидим, что первые серьезные разговоры о цифровизации и стратегическом планировании начались ещё в 2010 году. Важно, чтобы законодательство было готово к этому, а существующая база должна быть готова к реформации.
Открытость влияет не только на профессиональные, но и на морально-этические качества профессиональных служб. У нас в проекте до сих пор висит кодекс чести чиновника. Может быть, в этой области и не нужна законодательная база — сама жизнь направит.
Видна поэтапность внедрения. К примеру, те же самые МФЦ — на них мы, как на ниточку, надеваем бусинки. Темп жизни наращивается. Голосуя за поправки в Конституцию, люди отметили, что это удобно: растянутость во времени, дистанционность. А кто не верит в информационные технологии, может пойти на участок.
Но как бы мы ни стремились к консервативному подходу, опять же, если оглянуться назад, можно вспомнить вещи, которые сначала отвергались людьми, а впоследствии использовались как нормальные, обыденные вещи.
Я думаю, что за этим наше будущее. И цифровизация сейчас на начальном этапе своего развития, — убежден депутат Государственной Думы от Хабаровского края Борис Гладких.
Похожую точку зрения высказал и врио вице-губернатора Камчатского края — руководителя Аппарата Губернатора и Правительства Камчатского края Сергей Нехаев.
— Цифровизация для меня — это ускорение и персонализация. Внедрение "цифры" дает открытость власти. Например, мы внедряем платформу "Камчатка в порядке". Благодаря нему местные жители могут направлять сообщения органам власти. На платформе правительства края мы внедряем чат-бот, который связан с нейронной сетью, — рассказал Нехаев.
— Вопрос об электронном голосовании по поправкам в Конституцию рассматривали несколько регионов, однако внедрить его решили только в Москве и Нижнем Новгороде. Если такой вопрос станет в следующий раз, какой-нибудь дальневосточный регион попадет хотя бы в лонг-лист? Мы ведь тоже хотим участвовать в этом процессе, – поинтересовался модератор Руслан Овчинников.
— Прошедший опыт ценен тем, что мы можем ещё более тщательно выработать критерии, по которым возможно включение регионов в этот процесс. Их несколько, они носят и технический, и общественный характер. С одной стороны, должна быть качественная платформа, которая не "зависнет" и не "перегрузится". На этот раз по двум регионам проголосовало около миллиона человек — это больше, чем в Эстонии, которая уже 10 лет голосует онлайн. Их рекорд — 247 тысяч человек. К тому же, общественность должна быть готова к этому. И третий важный пункт — готовность избирательной системы. Она должна стработать таким образом, чтобы исключить манипуляции, – объяснила секретарь Центральной избирательной комиссии Майя Гришина.
Министр цифрового развития Приморского края Константин Волошин добавил, что Приморье к электронному голосованию готово уже сейчас. Кроме этого, у региона большие планы на развитие цифровизации.
— У нас есть портал "Сделай Приморье лучше". С его помощью граждане могут пожаловаться на то, что не вывозится мусор — достаточно сделать фотографию, отправить её и потребовать от конкретного муниципалитета исполнения конкретной задачи, — добавил Волошин.
Отвечая на вопрос, делает ли цифровизация более осознанным в гражданском плане общество, Волошин ответил, что нет. С ним не согласился Нехаев: цифровизация упрощает процессы взаимодействия с органами власти, минимизирует время, необходимое на ответ госструктуры и делает некоторые процедуры намного более прозрачными.
На встрече высказались и представители СМИ. Свое мнение по поводу цифровизации озвучил директор AmurMedia, руководитель Делового клуба ИА AmurMedia Андрей Швецов.
— Цифровизация — это прекрасно. Но подходить к этому надо ответственно. Общество должно быть к этому готово. С этим инструментом нужно сначала научиться работать на местах. К пример, нужно учиться внедрять публичные слушания. Мы, как электронные СМИ, только расширяем и укрепляем системы цифровизации. Мы проводим онлайн-конференции, и это довольно востребовано, мы получаем обратную связь от населения, от лидеров общественного мнения. Цифровизация ускоряет процесс взаимодействия.
Отметим, что организаторами "Дальневосточного МедиаСаммита-2020" выступают Фонд информационной поддержки социально-экономического развития Дальнего Востока, Правительство Приморского края, Союз журналистов России, Приморское региональное отделение Союза журналистов России и Дальневосточный федеральный университет. Генеральный партнер форума – РусГидро.
Источник: primamedia.ru