Модератором встречи стал председатель Приморского отделения Союза журналистов России Виктор Суханов. Дискуссию о печатной прессе он начал с вопроса о государственной поддержке традиционных СМИ во время пандемии.
— "Спасение утопающих — дело рук самих утопающих". Господдержка печатной прессе оказывается всегда: и во времена пандемии, и во времена процветания и благоденствия. Если мы говорим о частных медиа, неразумно рассчитывать на стопроцентное содержание со стороны государственных органов. Во все времена в первую очередь нужно рассчитывать на себя. Не могу сказать, что в этом году нам оказывалась какая-то специальная поддержка, но тут уровень сотрудничества с властью, который сложился за предыдущие годы и который мы считаем допустимым для себя, нас устраивает. Просить больше я не буду, — высказался Виктор Старицын (газета "Конкурент", Владивосток).
В лучших традициях дискуссии несогласие с ним высказала Людмила Болдырева (газета "Тихоокеанская звезда", Хабаровск):
— Я думаю, что в этой ситуации поговорка "Спасение утопающих — дело рук самих утопающих" не совсем уместна. Государство предъявляет к СМИ некоторые требования, которые накладывают определенные обязательства. СМИ попали в список пострадавших отраслей, это хорошо. Все, у кого в КВЭДе написано "Выпуск газет", получили возможность воспользоваться господдержкой. Я убеждена, что на рынке СМИ все должны быть существовать в равных условиях.
Отсрочка по аренде — тоже полезный механизм, им мы уже воспользовались. Сейчас оформляем государственный кредитный договор под 2% для возобновления деятельности. Наши Хабаровские коллеги получили государственные субсидии.
На тему государственной поддержки высказалась и Виктория Логинова (газета "Номер один", Улан-Удэ).
— Наша газета существует двадцать лет. С каждым годом ситуация для печатных СМИ ухудшается. Меры поддержки в период пандемии были существенные. Нам помогли: редакция получила субсидию, кредит, освобождение от налогов во втором квартале. Но меня больше волнует дальнейшая судьба.
"Коронавирусные" времена не обезоружили две "правды": Амурскую и Магаданскую.
— Мы входим в то счастливое меньшинство, которое во время пандемии поддержал учредитель — региональное правительство. За счет выигранных в конце года субсидий и контрактов на первое полугодие мы были застрахованы. Мы были защищены, с протянутой рукой не ходили. Конечно, как и все, усердно работали эти месяцы, создавали дополнительные "коронавирусные" выпуски. Так что работы только прибавилось, — рассказала Елена Павлова (газета "Амурская правда", Благовещенск).
— Мы — государственное издание, имеем статус автономного и бюджетного учреждения. Работу мы не останавливали ни на один день, и это с учетом того, что у нас есть сетевое издание, которое работает практически в режиме информагентства. Тоже делали спецвыпуски, посвященные коронавирусу. Много работали, однако и поддержка правительства у нас была. В апреле-мае мы увеличили тираж газеты, очень высокая посещаемость сетевого издания была зафиксирована в мае. Мы делали много полезных материалов, старались отвлекать людей и просвещать, — объяснил Александр Трифонов (газета "Магаданская правда", Магадан).
"Вопрос такой: кто платит? Возможно ли газетам и журналам зарабатывать на коммерческом рынке или нужно опираться на бюджет?" — поинтересовался модератор.
— Стандартный вопрос. На первом месте у нас всегда были рекламные доходы, на втором — розница, на третьем — подписка. Ежегодно мы получаем региональную субсидию.
В этом году доходы от рекламы упали в среднем на 50%. Доходы от розницы упали на 20%, а подписка — на 12%. Рекламное снижение не зависит от типа СМИ, оно зависит от общего состояния на рынке. Первым делом свои бюджеты урезали рекламные монстры типа "Аэрофлота", которые пострадали из-за эпидемиологической ситуации, — рассказала Людмила Болдырева.
По мнению Виктора Старицына, рынок может обойтись вообще без печатной прессы. Он убежден, что если закрыть все печатные издания по каким-то причинам, то мир не перевернется.
С моей точки зрения, газета — это бизнес. С другой стороны, это миссия. Как взрослые люди, мы должны совмещать эти два подхода. Я стараюсь это делать, но, например, в мае, доходы от размещения рекламы составили 24 тысячи рублей. А на издание газеты ежемесячно уходит около миллиона. Честно скажу: мы зарабатываем в интернете и эти деньги тратим на содержание печатного СМИ, потому что это нужно нашей аудитории, — признался Старицын.
— Волшебной палочки у нас нет. На первом месте у нас доходы из бюджета, муниципальные и правительственные контракты, рекламы и коммерческих материалов почти нет. Подписка у нас на том же уровне. Большого прогиба сейчас у нас нет, — рассказала Оксана Санжиева (газета "Номер один", Улан-Удэ).
Александр Трифонов отметил, что реклама действительно уходит из печатного продукта. Этот тренд усиливается в этом году. Сетевые СМИ тоже зарабатывают немного. Тем не менее, за последние полгода сегмент производственной доходности вырос, в то время как рекламной — упал.
— В марте и апреле было небольшое снижение рекламных доходов, но в июне всё стабилизировалось. Никто из наших рекламодателей не ушел, некоторые, напротив, пришли. В связи с введением дистанционного образования размещать свою рекламу у нас стали вузы, — поделилась Елена Павлова.
"Сохранение печатной прессы — это дань традиции? Как уживаются печатная и электронная версия СМИ?" — спросил Виктор Суханов.
— Электронной версией вплотную мы начали заниматься не так давно. Предыдущий редактор считал, что самое главное — это газета. Сейчас мы спохватились и пытаемся осовременить наш сайт. Бумажная и электронная версия — отличное сочетание, это помогает нам быть более информационно насыщенными, ведь в газету всё не уместить. Мы ещё не научились зарабатывать на электронной версии, — призналась Татьяна Вышковская (газета "Советский Сахалин", Южно-Сахалинск).
Печатным СМИ сегодня доверяют больше, чем интернет-изданиям. Наверное, потому что печатные СМИ должны более ответственно подходить к подготовке материалов. На сайте всё можно поправить, а в выпущенной газете уже ничего не изменить.
— С точки зрения экономического расчета я вижу, что газета на сегодняшний день — невыгодное предприятие. Большие трудозатраты, а выхлоп нулевой. Так какой смысл? Смысл, видимо, высший. Мы осознаем нашу миссию. Газета существует отдельно, сайт существует отдельно. Но для примера могу сказать: тираж еженедельника "Конкурент" — 10 тысяч экземпляров в неделю. То есть, в лучшем случае сорок тысяч пар рук в месяц берут эту газету. А вот, скажем, количество уникальных посетителей на сайте KONKURENT.RU, по данным LiveInternet, за последний месяц составило 6 млн, — рассуждает Старицын.
Людмила Болдырева считает, что преимущества есть у каждого продукта: и у печатного, и у электронного. Сайт, соцсети и печатная версия "Тихоокеанской звезды" работают вместе, причем наличие последней Болдырева считает конкурентным преимуществом. У каждого носителя, по её мнению, есть свои плюсы и минусы.
— В Бурятии сайт однозначно имеет преимущество перед своими конкурентами, если у него есть печатная версия. Это, как мы знаем, сейчас крупная аналитика, потому что короткие новостные материалы несравнимо быстрее публикуют сетевые издания. Даже рекламодатели легче идут на тандем "электронное СМИ + газета", — рассказала Оксана Санжиева.
Отметила Санжиева и то, что раньше редакция выгружала газету на сайт по средам, и в этот день количество посещений резко взлетало, а затем плавно шло на убыль. Чтобы переломить эту тенденцию и "растянуть удовольствие", весь объем информации из газеты единовременно заливать на сайт перестали. Это подстегивает людей покупать печатную версию.
— Все говорят о конвергенции, но как переучить людей, которые всю жизнь работали в газете? Фокус в том, что синергия существует. Да и газетные журналисты, в отличие от людей без опыта, способны создать уникальный контент. Потому что они знают жанры, привыкли думать, умеют разговаривать с людьми, — считает Трифонов.
В конце обсуждения эксперты в области медиа пришли к выводу: печатная пресса будет жить, кто бы что ни говорил. Людмила Болдырева с улыбкой вспомнила фразу из легендарного советского фильма "Москва слезам не верит", герои которого предрекали смерть книгам и газетам, театру и кино в связи с появлением телевидения. По мнению участников встречи, газеты станут нишевым продуктом, однако совсем с рынка не уйдут.
Отметим, что организаторами "Дальневосточного МедиаСаммита-2020" выступают Фонд информационной поддержки социально-экономического развития Дальнего Востока, правительство Приморского края, Союз журналистов России, Приморское региональное отделение Союза журналистов России и Дальневосточный федеральный университет. Генеральный партнер форума – РусГидро.
Источник: primamedia.ru