Креативное мышление не прихоть, а необходимость: о креативных методиках - на МедиаСаммите

Секция "Креативные методики в бизнесе" (12+) прошла на площадке "Дальневосточного МедиаСаммита" (12+) в пятницу, 17 июля. Партнер школы инноваций ИКРА Иван Дьяченко выступил перед зрителями с рассказом о креативных методиках в бизнесе. Основные тезисы выступления Ивана — в материале PrimaMedia. 

Если бы весь полуторачасовой рассказ мне пришлось упаковать в одну мысль, то она была бы такой: креативность в бизнесе — это не про "плюшки", которые делают бизнес интереснее и "гламурнее". Креативность в быстро меняющемся мире — вопрос выживания. Креативность — иммунный ответ бизнес-организма на быстро меняющуюся внешнюю среду. 

К нам пришла четвертая промышленная революция. Важно, что технологии влезли нам под кожу и по всем фронтам продолжают менять нашу жизнь. На эту тему есть книга Кауса Шваба "Четвертая промышленная революция". Книжка слабая, но это самая сильная слабая книжка из всех на тему четвертой промышленной революции. 

Наши потребители привыкли к тому, что мир меняется каждый день. Никогда в истории человечества мы не жили в ситуации, когда люди ежедневно ожидают изменений. Потому и роль потребителя в создании продукта радикально изменилась. 

Представьте крестьянина из Средневековья, у которого сломалась телега. Он пришел бы к столяру и сказал: сделайте мне такую же, я к ней привык. Если бы это произошло сейчас и мы предложили бы крестьянину такую же телегу, он ушел бы к конкуренту. Всё ждут изменений к лучшему. 

Хороший пример того, как четвертая промышленная революция влияет на подход к бизнесу, подает платформа Netflix. Интересна история с подачей фильма "Умница Уилл Хантинг". Людям, которые любят мелодраматичные сюжеты, покажут обложку с двумя возлюбленными, а ценителям психологического кино — например, обложку с улыбающимся Робином Уильямсом. Netflix создает десятки обложек, чтобы продавать тысячи фильмов по-разному. 

Если раньше мы могли изобретать и делать деньги как предприниматели от технологий, то сейчас этот путь закрыт. Изобретение уже не дает конкурентного преимущества, потому что они происходят повсеместно и быстро распространяются. Мы постоянно создаем ценность, которой раньше не было. Всё — это маркетинг. 

Мы живем в момент перелома. Модель работает наоборот. Мы не предлагаем клиенту то, что умеем, а думаем, чего хочет клиент. 

Креативные методологии носят универсальный характер. Не важно, что мы изобретаем: велосипед или ролик для потребителя. Инновационная среда развивает ваш бизнес на нескольких уровнях и делает его постоянно готовым к непредсказуемому будущему. 

Первая методология — дизайн-мышление. Она помогает найти и проверить идею продукта через эмпатию. Дизайн — это не про красоту, а про решение проблемы наиболее удобным и понятным для человека способом. Отцы-основатели этой методологии — Хассо Платер и Дэвид Келли. Любая креативная методология — это просто здравый смысл, её элементы у нас в голове с пещерных времен. С помощью дизайн-мышления были созданы такие проекты, как PillPack, Linkedin, Clean Team. 

Что такое эмпатия? Способ разобраться в том, что и зачем делают люди, какие у них ценности, а также эмоциональные и физические потребности. За эмпатию отвечают зеркальные нейроны, у кого-то их больше, у кого-то меньше. Но их можно наращивать. 

Ценнейший инструмент дизайн-мышления — point-of-view. Нужно уделить внимание трем вещам: человеку, его потребностям и барьеру, который стоит между первым и вторым. 

CRAFT — методология, придуманная школой инноваций ИКРА. Всё на свете можно переизобретать через синтез форм. 

Откуда брать новые формы? У Вселенной. Понимая, как устроены отношения в других системах, мы можем совершать перенос и синтез опыта и ценностей. Основами могут стать исторические события, базовые социальные структуры, природные формы, обряды и ритуалы, художественные произведения, профессиональные события. 

Жизнь — это мясорубка по обмену капиталами. Деньги и вещи — это экономический капитал, репутация и статус — символический, здоровье и нервы — физиологический, навыки — профессиональный, карьерный рост — административный, связи и знакомства — социальный, влияние на решения — политический, воспитание и мораль — культурный. 

Своим стейкхолдерам нужно обещать капиталы, которые у них в недостатке. Просите то, что в избытке. Стройте эффективные сделки. 

Сенсидиам — инструмент для понимания мотивации потребителя. На каких эмоциональных потребностях построено ваше предложение? Их несколько: жизненная сила, лидерство, признание, удовольствие, контроль, единение, принадлежность и защита. Восемь эмоциональных потребностей — это ненасытные ямы в наших душах. Мы хотим признания. 

Латеральное мышление помогает обеспечить себя пулом идей. Его "автор" — Эдвард де Боно. Он описал набор алгоритмов, которые помогают мыслить нестандартно. Латеральное мышление — процесс создания бредовых, странных, провокационных идеи. Такой подход позволяет отойти от привычных паттернов поведения и принять нетривиальное решение. Паттерны контролируют внимание и сужают наше мировоззрение. Изменить устоявшийся паттерн очень трудно. 

Нужно спровоцировать свой мозг пойти по новому маршруту. 

Чтобы идеи стали жизнеспособными, нужно пройти пять шагов доработки: 

  1. Усовершенствовать сильные стороны.
  2.  
  3. Усилить слабые места.
  4.  
  5. Сравнить со старым подходом.
  6.  
  7. Просчитать внешние ограничения.
  8.  
  9. Предусмотреть последствия. 

ТРИЗ или Теория решения изобретательских задач — способность "ухватиться" за смысл задачи и найти её нестандартное решение. ТРИЗ позволяет генерировать идеи не из сегодня, а из завтра. 

Мир состоит из систем. Система развивается согласно законам. Системы во времени развиваются из неидеального состояния в идеальное. Вот ТРИЗовское видение того, что происходит вокруг нас. Это относится и к бизнесу: кафетерий развивается из неидеального состояния к идеальному, туристическое агентство. Само путешествие человека идет в этом направлении. И кто дальше заходит по этому пути, тот и забирает рынок. 

Школа инноваций ИКРА впервые запускает флагманский курс "Кибермарафон креативных методик" (12+) специально для жителей Дальнего Востока. Марафон пройдёт в формате live-обучения. Лучшие кураторы Московской ИКРЫ проведут погружение в креативные методологии: дизайн-мышление, CRAFT, ТРИЗ и латеральное мышление. Кибермарафон креативных методик — это четырёхдневное погружение в методологии креативного мышления, генерации идей и запуска инноваций. Отправить заявку на участие можно по ссылке. 

Проведет ИКРА и практическую онлайн-конференцию "Soft Skills для развития бизнеса и команд" (12+). В течение трех дней перед участниками выступят более 10-ти спикеров из разных индустрий, которые расскажут о 24-х инструментах для применения на собственных бизнес-задачах. Отправить заявку на участие можно по ссылке. 

Отметим, что организаторами "Дальневосточного МедиаСаммита-2020" выступают Фонд информационной поддержки социально-экономического развития Дальнего Востока, правительство Приморского края, Союз журналистов России, Приморское региональное отделение Союза журналистов России и Дальневосточный федеральный университет. Генеральный партнер форума — РусГидро.

Источник: primamedia.ru

У вас недостаточно прав для комментирования