Законопроекты
Депутат сообщил, что за прошедшую сессию комитет работал над 39 законопроектами, по 10 из которых работа завершена. Пять законопроектов стали федеральными законами.
В их числе поправки в закон о связи, устанавливающие статус оператора универсальной связи. Закон предписывает обеспечивать Интернетом населённые пункты с числом жителей от 100 до 500 человек и решает проблему назначения оператора универсальной связи на территории республики Крым и Севастополя.
Закон «О едином федеральном информационном регистре» стал первым в формировании единых государственных подходов, больших данных и цифрового образа страны, заявил Хинштейн.
Напомним, работа над регистром ведётся с 2016 года – в соответствии с указом президента РФ от 15 января 2016 года №13, которым было поручено создать единый реестр населения РФ и объединить функции администрирования страховых сборов, в том числе сведения о регистрации актов гражданского состояния и по администрированию платежей в пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного медицинского страхования.
По словам Хинштейна, комитет активно включился в практическую работу в период пандемии. Совместными усилиями с крупнейшими издательскими холдингами, Минпросвещения, Минцифры и Минобрнауки получилось в кратчайшие сроки запустить цифровую школу для детей на дистанционном обучении.
На сайте цифровой школы выложены все дисциплины, на канале ОТР ежедневно велись видеоуроки по ЕГЭ. Результаты показали, что качество образования не упало в результате усилий перехода на онлайн-обучение, полагает депутат.
Работа по созданию онлайн-школы выявила ряд проблем и недостатков. Это, в частности, невысокий уровень покрытия территории страны качественным доступом к Интернету. Необходима корректировка учебных программ, это уже обсуждается с Минпросвещения. Необходима сертификация онлайн-курсов, многие из них не соответствуют требованиям.
Планы работы комитета
Первоочередным делом является ужесточение ответственности за работу с персональными данными, сказал депутат.
Закон «О едином федеральном информационном регистре» вызвал полемику в обществе относительно безопасности данных, поэтому начата совместная работа с представителями исполнительной власти над совершенствованием законов в этой сфере, над установлением ответственности за нарушением норм, рассказал Хинштейн.
Актуальной задачей остается потребность законодательно прописать вопросы, связанные с цифровым контуром гражданина (видимо, Хинштейн имел в виду цифровой профиль – ред.).
Инфраструктура цифрового профиля должна обеспечить:
- доступ к сведениям о гражданах, содержащимся в госинформсистемах, и обмен такими сведениями в электронной форме между физическими лицами, коммерческими организациями, государственными органами;
- функционирование платформы управления согласиями субъектов персональных данных на обработку персональных данных.
Что касается хранения и использования персональных и биометрических данных, то планируется внедрить меры ответственности и для тех, кто передает, и для тех, кто пользуется ими.
В России установлена административная ответственность за нарушение правил и условий хранения информации. Однако у государства возникают сложности с иностранными IT-компаниями, которые не хотят соблюдать законодательство РФ, понимая, что никто не пойдет на какие-то кардинальные меры. Поэтому, чтобы крупные цифровые игроки жили по законам РФ, вносятся ужесточающие меры в нормативном регулировании.
В настоящее время существует проблема – есть требования к размещаемой информации, Роскомнадзор выявляет страницы, подлежащие блокировке, но нет нормативных мер ответственности для нарушителей. Планируется внесение поправок в КоАП за неудаление запрещённой информации.
В период пандемии Госдума оперативно внесла изменения в законодательство, в том числе проголосовала за уголовную ответственность за распространение ложных новостей, повлекших тяжкие последствия.
Напомним, закон о наказании за так называемые фейковые онлайн-новости был подписан в марте прошлого года. В конце марта 2020 Госдума приняла поправки в КоАП, уголовный и уголовно-процессуальный кодексы РФ, ужесточающие наказание за распространение ложной информации в условиях пандемии.
Международные аудиовизуальные сервисы, набравшие более 100 тысяч пользователей в России, обязаны снизить долю иностранного участия в Российском юридическом лице до 20% в соответствии с российским законодательством. Особое внимание общественности вызывает вопрос, как это требование будет исполняться в отношении Netflix и YouTube.
Хинштейн сообщил, что в отношении YouTube этот закон не будет исполняться никогда, потому что в законе изначально была прописана ссылка, что он не затрагивает этот ресурс. Что касается Netflix, то закон допускает вариативность, в нём требование «не более 20% иностранного участия» обусловлено положением «если нет иного решения правительства РФ». В настоящее время отсутствует орган, который решал бы судьбу таких игроков на российском медиарынке, но он создаётся, добавил глава комитета.
В обозримой перспективе будет вестись работа над устранением цифрового неравенства. Один из проектов комитета посвящён 75-летию годовщины победы в Великой отечественной войне: планируется обеспечить всех фронтовиков сотовыми телефонами как средствами экстренного оповещения. Проект реализуется совместно с Минкомсвязью и четырьмя операторами связи. Уже выдано более семи тысяч аппаратов. Связь для фронтовика будет пожизненной и бесплатной.
Ещё одна планируемая акция этого года – «диктант Победы», конкурс на знания истории Великой отечественной войны. Он пройдет 3 сентября онлайн и офлайн. Результат победителей конкурса будет приравнен к персональным достижениям в портфолио, которое сдают поступающие в вузы абитуриенты. По решению Минобрнауки высшие учебные заведения будут добавлять баллы для абитуриентов, которые стали лауреатами конкурса.
Источник: d-russia.ru