Модератором встречи выступила Наталья Мурье, председатель Союза журналистов ЕАО.
— Мы прекрасно понимаем, что пандемия коронавируса поставила муниципальные и районные СМИ перед новыми вызовами. Рекламный рынок "упал", доходы редакции заставили говорить об оптимизации затрат и поиске новых инструментов работы с партнерами. Сегодня мы обсудим всю многогранность работы СМИ в этих непростых условиях. У нас на связи коллеги из самых разных регионов Дальнего Востока, главные редакторы муниципальных и районных газет, — начала встречу Наталья Мурье.
Председатель Союза журналистов ЕАО предложила по очереди выслушать представителей различных субъектов. Поделиться "самочувствием" редакций после удара коронавируса. Первыми взяли слово эксперты из Забайкальского края.
— Я могу сказать, что ни один номер нашей газеты мы не сорвали. Но, к сожалению, не смогли воспользоваться поддержкой, которая была предложена СМИ, потому что ни один из всех смягчающих режимов нам не подошел. Я рассчитывала хотя бы на снижение налоговой ставки. Но в целом мы не почувствовали на себе все условия тяжелой пандемии. У нас железобетонный мост с нашим учредителем, район считается развивающимся, градообразующая отрасль — горно-рудное производство. Поэтому сетовать на то, что наша газета испытала какие-то негативные последствия карантина, я не могу. Может быть, мой случай не очень подходящий для этой истории, но мы ничуть не пострадали, — отметила главный редактор муниципальной газеты "Вперед" (Забайкальский край) Елена Лоницкая.
— Замечательно! Был такой мем в период самоизоляции: "Выживут только бюджетники". Мы рады, что вы можете сказать о том, что не пострадали. Наверное, не многие могут сейчас подобные итоги подвести, — подметила модератор встречи Наталья Мурье.
Не почувствовали кризис в острой степени сотрудники и другого забайкальского СМИ. Как рассказала Ольга Терещук, главный редактор муниципальной газеты "Шилкинская правда", они стабильно находятся в непростой ситуации. И коронавирус ничего особо не поменял.
— Я не могу сказать, что наша нынешняя ситуация кардинально отличается от прошедших лет. Мы давно в кризисной обстановке работаем. Хотя по итогам полугодия мы потеряли 30% в рекламе, 20% — в подписке. У нас увеличились на 10% расходы. Общая сумма доходов снизилась на 14%. Я не знаю, как мы доживем год — все очень непросто. Но обязательные платежи вносим, зарплату выплачиваем, газету выпускаем.
Если говорить о том, каким мне видится решение наших проблем, то это только взаимоотношения с властью. Потому что учредители у нас все-таки органы местного самоуправления, значит, нужно искать решение в этой стороне. Бремя по нашему содержанию должно взять на себя власть, иначе мы не выживем. Я сейчас смотрю, как мы живем: субсидия в последние годы увеличивается, но наши доходы ежегодно скачками уменьшаются. В этом году субсидия, может быть, вырастет даже до 50%, но все остальное мы должны заработать сами. А тиражи, как и доходы, падают.
В период пандемии, когда всех закрыли по домам, выход газеты мы, конечно же, не останавливали. Наоборот, были заинтересованы в том, чтобы продолжать работать. Как партизаны, по городу одни ходили. Чувствовали себя вне закона, но считали свои долгом выпустить газету. Ни одного номера, разумеется, не пропустили.
Кстати, розничные продажи, которые у нас и так небольшие, естественным образом тоже упали. Распространение по городу было почти парализовано. Но подписчики получали газеты, некоторые даже к нам в редакцию приходили. Нельзя, но не могли мы им отказывать — приходилось открывать двери. Может быть, нарушали закон, но вот так вот жили, — отметила Ольга Терещук, главный редактор муниципальной газеты "Шилкинская правда" (Забайкальский край).
Вкратце ситуацию с работой во время карантина описали и эксперты из Якутии.
— Мы не являемся муниципальной газетой, у нас учредитель — правительство. В карантин тоже выходили, ни одного выпуска не пропустили. Субсидия у нас тоже где-то 45%, остальное все сами должны зарабатывать. Доходы идут от реализации газеты и рекламной деятельности. Последние сейчас упали где-то на 30%, — отметила Альбина Киян, редактор-директор газеты "Индустрия Севера".
Приняли участие в дискуссии и представители средств массовой информации Амурской области. Как и у предыдущих спикеров, их ситуация радужной не оказалась.
— У нас нет никаких субсидий, мы выживаем самостоятельно. Не получаем помощь от правительства области, от района, от города. Живем за счет продажи рекламы и продукции. Полиграфией занимаемся — какие-то сборники небольшие печатаем. Конечно, рекламодатели не работали в период пандемии, примерно на 30% у нас реклама упала. Но хочу сказать, что подписка практически сохранилась. Где-то на 300 экземпляров упала, но это естественно.
Выживать очень тяжело, сокращаемся буквально во всем. Многих коллег перели на полставки, оптимизировали кадры. Во многом ужались. Но по-прежнему стараемся своего подписчика задерживать острыми материалами, — рассказала Инна Смирнова, главный редактор газеты "Зейские вести сегодня" (Амурская область).
— Предлагаю передать слово Еврейской автономной области. У нас на связи Надежда Богаченко, заместитель главного редактора муниципальной газеты "МИГ". Расскажите, пожалуйста, как выстояли коронавирусный удар? Как сейчас обстоят дела? — задала вопрос модератор встречи Наталья Мурье.
— У нас два удара случилось. Дело в том, что у нас в ЕАО в прошлом году было большое подтопление зданий. И оно коснулось нашей редакции: полетели серверы, компьютеры. Мы переехали в малюсенькую комнату, но все равно в этих условиях работали. Приходили по очереди на работу, но потихонечку выживали. Коронавирус нас доконал, конечно. Если бы не финансирование от муниципалитета, было бы очень тяжело. У нас подписка на 30% упала, а реклама на 90%. Но зарплаты не сокращали. Сейчас немного наращиваем темпы, — отметила Надежда Богаченко, заместитель главного редактора муниципальной газеты "МИГ" (Биробиджан).
О ситуации в Приморском крае рассказала Ирина Гладких, редактор ООО "Пульс Северное Приморье". Спикер сразу предупредила, что их ситуацию в двух словах описать не получится, поскольку в какой-то момент карантина ситуация с доходом редакции была настолько плачевной, что СМИ и вовсе подумывали закрывать.
— Я думаю, что опыт выживания в условиях пандемии у нашей газеты очень интересный. Поэтому прошу дать мне побольше времени на выступление. Хочу сказать, что газета у нас частная, поэтому ни о каких субсидиях из бюджета, которые бы нас поддерживали, даже и речи не могло быть. Распространение идет по северу Приморья — эта территория достаточно сложная, поэтому рекламодателей немного. Платежеспособность населения невысокая, так что и никакой финансовой подушки у нас не было.
Когда после провального, как всегда это бывает, января, началась сразу пандемия… Она нас подкосила. Это был удар. У нас образовалась серьезная задолженность перед полиграфическим предприятием. Им вот очень огромная благодарность, потому что под наше честное слово они продолжали нас печатать, закрыв глаза. Хотя перспектив на тот момент у нас, можно сказать, не было. Реклама, как только закрылись предприятия, рухнула на 70%, не меньше. На 50% сократились объявления — с четырех страниц объявлений мы перешли на две. Несколько упала поначалу реализация, потому что люди были напуганы и сидели по домам. Не знали, как выйти за булкой хлеба. Но потом, видимо, поняли, что и хлеб, и газета им нужны одинаково, поэтому реализация восстановилась. Наши подписчики не подвели. Газета у нас популярная, замечательная, качественная, ее любят и читают, ей доверяют.
Мы не уходили на удаленку и даже не чувствовали себя нарушителями закона — просто шли смело на работу. Немного сократили рабочую неделю, но перспектив, как я уже сказала, не было. Мы готовы были закрыться. Рассматривали даже такую страшную ситуацию для себя.
Изначально наше предприятие не вошло в перечень пострадавших от пандемии. На поддержку государства мы рассчитывать не могли. Но вот огромнейшее спасибо нашему приморскому отделению Союза журналистов за то, что сумели пробить этот вопрос, и редакция вошла в этот перечень. Если бы не эта помощь, нашей замечательной газеты сейчас бы просто не было.
Кроме того, руководитель нашего издательского центра Жанна Чикризова перерыла кучу документов. Мониторила всю информацию и всегда держала руку на пульсе. Все, что можно было получить, мы получили.
Что по итогу? Смотрите, во-первых, мы стали больше ценить финансовую поддержку в виде договоров с краевыми органами власти (на публикацию материалов на актуальные темы). Есть такая мера поддержки, когда правительство просит донести определенную информацию населению и использует газеты для этого. Потом мы впервые взяли грант. До этого мы как-то считали, что овчинка выделки не стоит — деньги дают невеликие, а работы много. Но вот в этот раз мы решили все-таки пойти на эти "невеликие деньги", и довольно успешно вышло. Надеемся, и в будущем эти уроки использовать.
Затем, как предприятие малого бизнеса, мы получили поддержку в виде некой суммы. На тот момент это для нас было очень важно, потому что у нас ни на зарплату не было денег, ни на что. Просто ноль.
Но самое главное, что у нас просто спасло — безвозвратный кредит от государства. От возвратного мы отказались, потому что перспективы у нас были очень туманные, и не было гарантий, что мы сможем его вернуть. Но мы взяли безвозвратный кредит. Условия вполне нормальные: предприятие должно существовать, не закрываться, не делать сокращений рабочих мест и уровня зарплаты. Мы получили миллион. Для нас эта сумма очень серьезная. Она просто нам дала вторую жизнь. До июля мы будем под надзором налоговой, так сказать, она будет отслеживать выполнение нами всех условий кредита, — рассказала Ирина Гладких, редактор ООО "Пульс Северное Приморье".
— Это был очень яркий пример эффективности мер господдержки. А у нас на связи фактически соседи — Хабаровский край. Татьяна, расскажите, как у вас обстановка? — спросила Наталья Мурье.
— Я очень внимательно слушала предыдущих спикеров. Хотелось бы сказать насчет кредита. Согласна, что его надо получать, но были бы возможности… Дело в том, что мы обращались, чтобы кредит получить. Не знаю, как нашим коллегам это удалось, но у нас пока с этим проблемы. "Сбербанк" нам сразу отказал, потому что отчетность не та по финансовым документам. Сейчас ждем ответов от других банков. У нас почему-то в Хабаровском крае это очень тяжело проходит.
По другой помощи — по налоговой, нам тоже отказали. Сказали, что мы — муниципальное предприятие, поэтому субсидии по выплате заработной платы нам не положены.
Что касается рассрочек и налогов — тоже нет подобных возможностей. Да и в принципе это нам не поможет. На данный момент у нас задолженность очень большая, на 1 июля — 729 тысяч рублей. То есть, мы должны и по налогам, и за отопление. Находимся в здании, в котором сами оплачиваем коммунальные услуги.
Мы и раньше жили небогато, у нас были проблемы, и мы нуждались. А тут еще и коронавирус. Я согласна с коллегами, что поддержка государством СМИ должна осуществляться постоянно. Не только во время пандемии, — высказалась Татьяна Ровнова, главный редактор издания "Бикинский вестник" (Хабаровский край).
А на Сахалине обстановка оказалась наиболее удачной.
— На самом деле, конечно, я послушал коллег, и хочу сказать, что Сахалинская область стоит немного особняком. У нас муниципальная газета. То есть, мы полностью автономное муниципальное учреждение и, соответственно, на полном бюджетом обеспечении. Субсидируемся на 100%, — отметил представитель Сахалинской области Владимир Квон, руководитель газеты "Восход" (Корсаков).
Источник: primamedia.ru