В издание вошли избранные статьи автора, посвященные развитию социально-культурной сферы в эпоху глобализации и феномену экранной культуры. В книге рассматриваются парадоксы развития медийной культуры как феномена информационной эпохи XX–XXI веков, влияние новых медиа на развитие современных гуманитарных наук. Автор доказывает, что культура информационного общества не только изменила окружающий мир, но и активно воздействует на общественное сознание, на процесс социализации личности. Издание предназначено для преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарной направленности, а также работников медиасферы: журналистов, специалистов кино и телевидения, PR-менеджеров, политтехнологов и всех тех, кому интересны исследования проблем современных медиатехнологий.
Предлагаем прочитать отрывок из книги.
2.1. Медиареальность как новая социокультурная среда обитания человека
Научно-технический прогресс рубежа XX–XXI веков, обусловленный интенсивно формирующейся информационно-коммуникационной средой, основанной на новейших цифровых технологиях, оказывает воздействие на все сферы человеческой деятельности. Медиасреда (глобальная и локальная) представляет собой достаточно сложный организм, охватывающий социальные институты, общественное сознание, духовную и материальную культуру, экономику — всё то, что окружает человека, способствуя его социализации. Процессы изучения медиа стремительно расширяются. Современная медианаука прошла большой путь — от исследования истории отдельных средств коммуникации до современной медиакультуры «как системы информационно-коммуникационных средств, выработанных человеком в процессе культурно-исторического развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности».
Сегодня очевидно, что на рубеже XX–XXI веков рождается новое направление в культурологии — медиалогия, начинающая обосновываться в теоретическом пространстве. Речь идет о синтетической гуманитарной дисциплине, которая опирается на основы культурологии и семиотики, философии и политологии, педагогики и менеджмента.
«Реальность» и «медиареальность»
Проблемное поле медиалогии как новой науки XXI века связано прежде всего с анализом соотношений «реальности» и «медиареальности». При этом если реальность (лат. realis — вещественный) — это объективно существующее явление, сама действительность, то есть определенное бытие в форме вещей (преметов, качеств, дискретных индивидов), то медиареальность является, скорее, социокультурным феноменом. Вот почему одной из задач науки о медиа является исследование медиареальности как новой социально-культурной среды обитания человека — параллельного, виртуального мира, воспринимаемого зачастую как объективная реальность. Медиареальность выступает как продукт и результат функционирования медиакультуры, которая, в свою очередь, является компонентом современного социокультурного универсума. Поэтому для того, чтобы определить концептуальные рамки изучения феномена медиареальности, необходимо разобраться в том, какие специфические особенности лежат в основе методологии изучения медиареальности. В процессе освоения человеком медийного пространства обыденная реальность всё активнее заимствует черты медиареальности. В этом взаимодействии — множество вопросов, касающихся человека и мира медийной реальности: «Мы мыслим образами — образы мыслят нами».
Немецкий социолог Н. Луман, представляя систему функционирования массмедиа в социуме, также обращается к проблеме медиареальности. Изучение медиареальности по Луману невозможно в отрыве от удвоения, которое обеспечивается амбивалентностью данного феномена. Во-первых, реальность или «реальная реальность» определяется собственными операциями, которые производят медиа, то есть их функциональными возможностями осуществлять коммуникацию, которые взаимодействуют с аудиторией для того, чтобы она имела возможность смотреть телепередачи, фильмы, читать газеты и т. д. Бесспорно, этот процесс, как отмечает исследователь, «возможен лишь на основе технологий. Их способ функционирования структурирует и ограничивает то, что возможно в качестве массовой коммуникации». Второй смысл медиареальности состоит в том, что предлагаемые образы как для самих массмедиа, так и для аудитории представляются вполне реальными. Медиареальность соотносится с реальностью виртуальной. Основные свойства медийной (виртуальной) реальности, которая приобретает в современных условиях не столько технологический, сколько метафорический характер, заключаются в способности выступать «симулякром» реальной действительности. Заявив о себе как о системе средств передачи информации, медиа всё активнее присваивают себе функцию создания новой социально-культурной среды обитания человека — параллельного, «виртуального» мира, воспринимаемого зачастую как объективная реальность. Как отмечает американский социолог М. Кастельс, «реальность… полностью схвачена, полностью погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир…» Таким образом, современная медиакультура как система медиа создает не только новую медиареальность, но и мифы, которые позволяют человеку воспринимать окружающую действительность, влияя тем самым на самого человека.
Человек между реальностью и медиареальностью
Поток информации, обрушивающейся на человека, увеличивается в геометрической прогрессии: появляются всё новые телеканалы, цифровое фото и кино, пополняются интернет-сайты, периодические печатные издания не нуждаются в огромных тиражах — у них есть электронные версии, да и общение людей переместилось в глобальные по масштабам сетевые каналы и сотовую связь. И можно согласиться с К. Разлоговым, что «информационный космос становится интеллектуальной опорой для XXI века как века гуманитарных, социальных и коммуникативных наук. Более того, эта тенденция, заложенная в основе экранной культуры, не ограничивается масштабами одного века». Сфера культуры и образования также приобрела медийный характер: ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) прочно закрепились в учебном процессе, создана мощная сеть дистанционного обучения, большое распространение получили «виртуальные музеи», электронные архивы и книги, да и сохранение культурных памятников всё чаще происходит в цифровом формате. И всё же созданная человеком и всем ходом технической революции медиареальность влияет на формирование в обществе диаметрально противоположных социальных, нравственных, эстетических норм и ценностей. Вот почему в педагогической и научной среде существуют разные точки зрения на проблемы массмедиа: с одной стороны, они рассматриваются как источник знаний, как фактор социально-культурного развития личности, с другой — как нечто деструктивное, разрушающее духовный потенциал человека.
Реальность современного мира такова, что компьютерные технологии, сотовая связь, электронная почта, компьютерные игры, мультимедиа всё более внедряются в отечественный ландшафт, трансформируя нашу действительность. Не случайно стремительные темпы этого процесса дают повод оппонентам массмедиа говорить о «вторжении» и «экспансии». Искусственно созданная медиареальность есть не что иное, как коммуникативная система, связывающая человека с объективной реальностью. Причем современный человек, несомненно, считает себя рациональным существом, однако его представления об окружающем мире, независимо от него самого, на уровне «бессознательного» носят явно мифологический характер. Именно эту функцию медиа выделяет Р. Барт в своей книге «Мифологии». А немецкий философ Н. Больц считает, что «массмедиа заменяют мифы в качестве горизонта мира», осуществляя для нас «предварительный выбор того, что есть». Они делают то, что социологи называют «абсорбцией неуверенности, производя тем самым факты… Можно заключить, что массмедиа — это индустрия реальности современных обществ, и нередко изображение в массмедиа само и есть то событие, о котором сообщают массмедиа… Так для зрителей возникает мир упрощенных причинно-следственных связей». Таким образом, именно СМК создают мифы, которые позволяют человеку воспринимать окружающую действительность. Но мифы создают и самого человека. Дело в том, что «конструирование человека» есть не что иное, как процесс его социализации, то есть формирование мировоззрения, нравственных ориентаций, целостной «картины мира». Это одна из основных функций медиакультуры в современном обществе. А это значит, что миф является не просто посредником между человеком и реальностью. Миф — своеобразный механизм управления: он управляет человеком, проникая в его внутренний мир, сферу сознания и подсознания, «программирует» его. Российский ученый-богослов П. Флоренский когда-то отметил, что человек — «узел мира идеального и мира реального». Однако медиареальность, в пространстве которой сегодня живет человек, вряд ли можно назвать «идеальной». Дело в том, что бурное развитие медиаиндустрии и стихийное, хаотичное приобщение человека с самого раннего возраста к медиапродукции (компьютерные игры, теле- и видеофильмы, шоу-программы, видеоклипы, реклама и др.), ориентированной, в основном, на развлечение и «потребление», не способствует формированию медиакультуры личности. Скорее, наоборот. Вот почему проблемы взаимоотношений человека и массмедиа остаются дискуссионными. Пожалуй, самым спорным является вопрос о том, что же это за феномен — Homo medium: «одномерный человек» (как определил Г. Маркузе сущность личности, сформированной технологическим прогрессом западной цивилизации)? Медиаман (по аналогии с книголюбом, меломаном, киноманом)? Человек-робот — своеобразный кентавр ИКТ или интерсубъект новой медиареальности. На этот вопрос нет однозначного ответа. Как известно, на протяжении всей истории человеческой цивилизации общество стремилось улучшить биологическую природу человека, совершенствуя его духовно и физически, изыскивая способы урегулирования отношений человека с искусственно созданной им культурной средой. Культурные нормы и ценности определяли саму деятельность человека и общества; культура стала истинно человеческим способом взаимодействия индивида с окружающим миром. По сути все попытки, предпринятые еще античными философами, по созданию идеальных моделей сосуществования в системе координат «человек — природа», «человек — социум», «человек — человек», «человек — культура», сводились к идеалам гармонии, упорядоченности и соразмерности. В античном сознании культура ассоциировалась с образованием и воспитанием, целью которых было создание гармонически развитой в физическом, эстетическом, этическом отношениях личности. XX век — век технической революции и информационного «взрыва». Итогом социокультурного развития стало появление так называемого «массового общества», «массового сознания» и «массового человека», сущность которых ярко описана в трудах Т. Адорно, Г. Маркузе, К. Мартона, Х. Ортеги-и-Гассета, Э. Фромма, М. Хоркхаймера и др. Мифологическое сознание предполагает унификацию, упрощение картины мира, ориентацию на стереотипы бытия. Если традиционные мифы пытались объяснить и реальность, и мотивы человеческого поведения, то мифы современные подменяют реальность искусственно созданной матрицей. Возникает вопрос: а каковы механизмы взаимодействия в смысловом треугольнике «человек — медиареальность — социум»? Другими словами, как формируется медийный человек? Человека, как мы отметили, формирует социокультурная среда. Именно она является основой его социализации и инкультурации. При таком понимании индивид является одновременно и субъектом, и объектом социальных отношений. Как объект он испытывает воздействия окружающей среды, а как субъект — сам влияет на нее. Этот процесс двусторонний. Что касается медиасреды, то она, конечно, может выступать и как механизм направленной социализации (через систему дошкольного, школьного и вузовского образования). Однако медиасреда, объединяющая несколько макро- (глобальная, общенациональная, региональная и др.) и микросред, является более свободной и хаотичной, предлагая индивиду большее поле для самоопределения.
Так, виртуальная минисреда (киберпространство) сегодня — важный фактор социально-культурной среды детей, подростков, юношества. С одной стороны, она включает в себя интерактивные образовательные программы, электронные тренажеры, мультимедийные учебники и др.; с другой — всё многообразие интерактивных развлечений и услуг, проявляя себя через разнообразные компьютерные игры, видеоклипы, рекламные ролики, телепрограммы и т. д. Компьютерные игры для любого возраста — наиболее востребованные элементы виртуальной среды. Они включают в себя широкий спектр электронных игр, инструментом, полноценным партнером и неподкупным арбитром в которых является компьютер с его широкими вычислительными, логическими и визуальными возможностями. Именно наличие такого высокоинтеллектуального партнера придает данным играм особую притягательность. Всё многообразие компьютерных игр можно разбить на отдельные группы по ряду общих признаков. Игры делятся по стратегии, по характеру игрового действия, по типу объекта управления и т. д. В результате гиперактивности подростков и молодежи в виртуальном пространстве формируется специфический тип личности, основанный на особой коммуникативной культуре «нереального» взаимодействия, что провоцирует изменения в культуре общества и деформирует социально-эстетический облик мира в молодежной субкультуре. Социализация в реальном мире постепенно заменяется социализацией в мире виртуальном, что проявляется, в конечном итоге, в самоизоляции, потере внутренних ориентиров и социальной пассивности молодежи. Нет ни малейшего сомнения в том, что фильмы (кино-, теле-, видео), программы телевидения, комиксы, компьютерные игры и т. д. проповедуют насилие и низменные инстинкты, что существует прямая связь между резким увеличением количества преступлений и новой волной садистских передач по каналам телевидения и в Интернете.
Вот почему многие современные исследователи придают большое значение «экологии культуры» в пространстве экрана, считая, что необходима активная социокультурная регуляция системы коммуникации, восприятия и творчества. Социокультурная ситуация в современной России дает возможность понять не только новые «виртуальные» мифы, не адекватные действительности, но и «вызовы» информационной эпохи. Виртуальная реальность порождает иные культурные идентичности и модели субъективности — нестабильные, диффузные. А это ставит всех нас перед задачей формирования новой идентичности, нового мышления. Вот почему в России на рубеже XX–XXI веков важнейшим фактором социализации личности становится медиаобразование, освоение основных направлений которого в школе и вузе является важным фактором социализации личности. Роль медиаобразования возрастает в условиях глобализации, когда Россия интегрируется с западно-европейским сообществом, когда создается новый тип социальности и мироустройства. А это доказывает, что культурология, включающая в себя сегодня и медиалогию, — это развивающаяся наука, возможности которой постоянно расширяются и обогащаются благодаря тем процессам, которые происходят в социально-культурной сфере окружающего нас мира.
Источник: polit.ru