Расскажите, пожалуйста, о своей работе в журнале «Ателье».
С журналом «Ателье» связано больше десяти лет моей жизни. Можно сказать, что работа над этим изданием стала кульминацией моей карьеры в журналистике. Здесь все сошлось: и мое увлечение модой в качестве манекенщицы, и профессиональный интерес к индустрии. В начале я придумала рубрику «Вешалка» в одной из крупных региональных газет, и ко мне тут же потянулись владельцы местных модных бутиков, дизайнеры, хозяева ателье — все увидели в моей ежемесячной странице платформу, вокруг которой можно объединиться. Точно такой же площадкой для общения стал и журнал «Ателье», появившийся в 2001 году. Издательство «Конлига» приобрело лицензию на распространение материалов по немецкой системе кроя «М. Мюллер и сын», которая на тот момент была одной из самых прогрессивных методик конструирования, особенно в индивидуальном пошиве. В журнале стали регулярно публиковаться материалы по построению основ мужской и женской одежды, издавались книги, проводились обучающие семинары. Российские конструкторы и дизайнеры с жадностью впитывали свежую информацию. Сложилось мощное профессиональное сообщество, которое сначала освоило новую для России методику, а потом способствовало ее распространению. Можно сказать, что за 20 лет существования журнала выросло целое поколение конструкторов, изучивших европейскую систему кроя по материалам издательства «Конлига».
Почему закрылось это издание, почему ему не удалось перейти в диджитал-формат?
Люди не стали меньше шить, скорее даже наоборот. Снижающаяся покупательская способность населения стимулирует создание одежды своими руками. Но эти же экономические факторы вынуждают людей экономить и вместо нескольких изданий покупать одно. Но часто и эти деньги не доходят обратно к тем, кто несет расходы по созданию и печати журналов. В 2019 году обанкротилось несколько крупных распространителей, задолжавших издательствам многомиллионные суммы. не стала исключением. Переход в цифровой формат для журнала «Ателье» был затруднительным. Материалы по конструированию предполагают работу с чертежами, выполненными в масштабе. Далеко не все были готовы делать это на планшете. Мы последние несколько лет распространяли электронную версию журнала, но спрос на нее был невелик.
Как вам кажется, есть ли сейчас необходимость в специализированных печатных изданиях или достаточно информации из интернета?
Судя по откликам, которые я получаю через социальные сети, читатели до сих пор не могут поверить, что журнала «Ателье» больше нет. Они думают, что это временные трудности с распространением… Все профессионалы издательского дела понимают, что рынок печатной прессы сокращается в результате общего экономического спада, а не потому, что нет потребности аудитории в качественных нишевых журналах. Читатели в этой истории — самая пострадавшая сторона.
Ваша новая должность — директор Центра развития компетенций в области fashion-индустрии и fashion-ритейла РЭУ им. Г. В. Плеханова. Каково направление его работы?
Центр развития компетенций создан в РЭУ в начале 2020 года и является структурным подразделением факультета экономики торговли и товароведения. Это старейший факультет первого экономического вуза страны. На факультете мощная кафедра товароведения и товарной экспертизы, которая готовит специалистов, глубоко разбирающихся в разных группах товаров — от бытовой электроники до ювелирных изделий. Объединить академические знания с сегодняшними потребностями бизнеса в сфере моды — вот задача Центра. В названии нашего подразделения есть слово «компетенции». И это не просто популярный термин, а отражение нового подхода к образованию, когда на первый план выходит способность специалиста решать конкретные практические задачи. Работать в тесном контакте с , привлекать их в качестве преподавателей, слышать и понимать проблемы отрасли, вместе искать пути их решения — вот основные задачи Центра.
Расскажите подробнее об образовательных программах на этот год и о спикерах. Есть ли уникальные курсы, на которые стоит обратить отдельное внимание?
Мы разработали большой блок программ повышения квалификации прежде всего для тех, кто нацелен развивать свою карьеру в области . Это специалисты по продажам, визуальные мерчандайзеры, директоры по маркетингу. Слушателем курса может стать как человек работающий, но желающий укрепить свои профессиональные позиции, так и тот, кто задумывается о смене сферы деятельности. Но основными нашими заказчиками мы считаем предприятия индустрии моды, руководители которых осознают необходимость обучения сотрудников. Ведь квалифицированный персонал — это мощное конкурентное преимущество. Наши партнеры из Ресурсного центра Fashion Hub работают в тесном контакте с ритейлерами разных регионов и хорошо чувствуют потребности отрасли. Так появился курс «Интеграция российских брендов в », в рамках которого будут рассмотрены реальные кейсы внедрения отечественных марок в портфель крупных игроков отрасли.
Какие новые курсы готовятся, какие планы по развитию Центра, сотрудничеству с другими институтами и проектами?
Помимо направления, связанного с реализацией уже готовой модной продукции, мы планируем портфель программ для тех, кто ее создает. От разработки эскизов до конкретных приемов моделирования одежды — для каждого этапа творческого процесса мы ищем преподавателей с сильной профессиональной репутацией, способных привлечь слушателей. Центр в перспективе должен обзавестись собственным пространством в университете — оно будет выглядеть как современный торговый зал, где смогут отрабатывать свои навыки специалисты по визуальному мерчандайзингу и технике продаж, а слушатели творческих курсов смогут тестировать свои идеи.
В чем вы видите основные сложности индустрии моды на сегодняшний день?
В России сегодня не проблема произвести модный продукт, проблема его продать. Рынок насыщен, конкуренция за покупательский кошелек огромная. На примере своих детей я вижу две противоположные тенденции. Старшая дочь, ей 26 лет, рассматривает покупку новых вещей как способ испытать яркие позитивные эмоции, при этом она не охотится за известными брендами, может заказать через интернет интересное у молодых дизайнеров. Младшая — ей 22 — покупает вещи в , перешивает в ателье вышедшие из моды папины пальто из хорошей ткани, с удовольствием носит из моего гардероба начала . Чем старше будет становиться поколение Z, к которому относится моя младшая дочь, тем сложнее будет его «развести» на спонтанные покупки. Поэтому объем индустрии моды будет объективно снижаться. Но как сфера творчества дизайн одежды еще долго будет оставаться привлекательным. Ведь по сути это одна из разновидностей современного искусства, где можно быстро и наглядно себя выразить.
Мы всегда рады видеть вас в жюри конкурса PROfashion Masters. И это, похоже, взаимно?
Я слежу за проектом PROfashion Masters четыре года. Работаю в жюри, оцениваю эскизы, придирчиво рассматриваю сшитые вещи на бэкстейдже перед показом. Во время шоу волнуюсь вместе с конкурсантами и каждый раз поражаюсь, как свет, музыка, пластика моделей, аксессуары преображают вещи, которые я только что видела на вешалках. Работа жюри всегда происходит абсолютно независимо от каких бы то ни было внешних влияний. Каждый член жюри ставит свои оценки и тут же отдает их счетной комиссии. В прошлом году все это происходило онлайн в , что было особенно наглядно и стремительно. Такая беспристрастная система судейства мне очень нравится, поэтому я настойчиво рекомендую участвовать в конкурсе всем молодым дизайнерам, за судьбой которых слежу. Часто они не очень хорошие менеджеры своей жизни: забывают отправить эскизы, отвлекаются на более для них актуальное… Звоню, напоминаю, вдохновляю. В прошлом году Мила Горьковенко отправила эскизы в самый последний момент после моих настойчивых звонков. Результат — почетное второе место! В этом году я буду снова работать в жюри и готовлю приз — образовательный грант — который наш Центр предоставит одному из участников конкурса.
Источник: profashion.ru