Ямпольская: книжный магазин нельзя рассматривать как чисто коммерческое предприятие

В Госдуме не согласны с отзывом Правительства на законопроект об отнесении книготорговли к социальному предпринимательству

Без поддержки чтения наше общество может лишиться огромной части человеческой культуры, ведь интернет-площадки никогда не заменят магазины, где можно листать и выбирать книгу, убеждена глава Комитета Госдумы по культуре и автор инициативы Елена Ямпольская. Депутат рассказала «Парламентской газете», как она намерена отстаивать свой законопроект о поддержке малого и среднего книжного бизнеса и какие поправки авторы готовы внести ко второму чтению.

- Елена Александровна, Правительство прислало отрицательный отзыв на ваш законопроект об отнесении книготорговли к социальному предпринимательству. При этом недавно президент Владимир Путин на заседании Совета по культуре и искусству внимательно выслушал ваши предложения и пообещал дать соответствующие поручения — в том числе по «отнесению книготорговли к определённым видам деятельности, бизнес-деятельности». Почему, по вашему мнению, ответ из Правительства пришёл все-таки отрицательный? Правильно ли я поняла, что в условиях пандемии одержал верх рациональный подход  Минэкономразвития и Минфина?

- Сразу отмечу, что на заседании Совета по культуре и искусству при Президенте РФ о поддержке небольших книжных магазинов говорили также Наталья Солженицына и Владимир Толстой. Президент действительно услышал нашу озабоченность. А вот позиция Правительства меня не просто огорчает, но искренне изумляет. Против выступили не только Минфин и Минэкономразвития: в конце концов у них работа такая — «не пущать», если хотя бы гипотетически предвидятся бюджетные затраты и выпадающие доходы. Поразительно и прискорбно, что помогать книжным отказались представители Минпросвещения и Минобрнауки. Мне интересно: знают ли об этом руководители этих ведомств? По уже сложившейся хорошей традиции, хочу поблагодарить Министерство культуры — оно законопроект поддержало.

По моему глубокому убеждению, книжный магазин не может и не должен считаться чисто коммерческим предприятием. Сегодня большинство из них — это своего рода клубы, место встречи мыслящих людей. Держать в руках бумажную книгу, выбирать её, оценивать зрительно, тактильно, — огромная часть человеческой культуры. Недаром большинство людей, мечтая, чтобы их дети читали, стараются собрать хотя бы скромную домашнюю библиотеку.

- Почему вы считаете важным поддержать именно небольшие книжные магазины?

- Само их наличие в городе создает благоприятную ауру. А у нас сейчас на всю страну менее двух тысяч книжных магазинов, из них только тысяча относительно крупных. Для сравнения: во Франции при 66 миллионах населения — 3500, в Германии на 86 миллионов — 4500. До пандемии на офлайн-магазины в России приходилось подавляющее количество продаваемых бумажных книг — около 90 процентов. Но кризис, по прогнозам Российского книжного союза, грозит банкротством каждому пятому книжному магазину страны.

Я внесла свой законопроект ещё весной 2020-го, в тот период, когда книгораспространение было отнесено Правительством к числу сфер, требующих первоочередной адресной поддержки. Было очевидно, что проблема требует не только экстренного, но и системного реагирования. Конечно, моя инициатива — скажем так, «гомеопатическая». В случае принятия закона у местных властей появится право помогать книжным магазинам. Право, но не обязанность. И все-таки губернатор или мэр, располагая ресурсами и доброй волей, сможет это делать, не рискуя быть обвинённым в нецелевом расходовании средств.

Ещё раз подчеркиваю, что изменения вносятся в Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства», так что крупные книготорговые сети законопроект не затрагивает. Монополистам на рынке он не интересен и не выгоден.

В действительности, эта инициатива логически завершает работу, начатую Правительством после того, как в подписанных президентом «Основах государственной культурной политики» среди приоритетных задач было обозначено создание условий для развития книгоиздания и книжной торговли, поддержка социально ориентированной деятельности издательств и предприятий книжной торговли. Ещё 17 апреля 2017 года Правительство утвердило комплекс мер по поддержке развития негосударственных организаций в сфере книготорговли, в котором предусмотрено «создание условий для отнесения субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе осуществляющих торговлю книгами и печатными средствами массовой информации в специализированных магазинах и павильонах, к субъектам социального предпринимательства».

Однако это так и не было сделано. В 2019-м право считаться социальным предпринимателем получили «лица, осуществляющие выпуск периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой». А торговля книгами такого права до сих пор не получила. Явная несправедливость, которую надо исправить.

- Тогда почему в правительственном отзыве есть претензия, что в законопроекте «не определён порядок отнесения к книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой»?

- Правомерный вопрос, у меня он тоже возник. И в нашем законодательстве, начиная с Налогового кодекса, и в нормативных актах понятие «книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой» встречается многократно. Все эти акты существуют уже давно и успешно действуют в сфере налогообложения. До сих пор никто не удивлялся и разъяснений не требовал. Мы использовали эту устойчивую формулировку, во-первых, чтобы все акты были приведены к единому знаменателю, а во-вторых, чтобы впоследствии избежать претензий, что где-то поддержку получил киоск, торгующий исключительно бульварными и детективными изданиями.

- В отзыве Правительства сказано, что средняя цена издания в книжных магазинах «на 18,85 процента превышает цену в интернет-магазинах». Разве может книга в маленьком магазинчике стоить, как на интернет-площадке?

- Ответ очевиден: разумеется, нет. У магазина выше затраты на аренду помещения, оплату коммунальных услуг. Ему нужен значительно больший штат сотрудников, причём компетентных, владеющих предметом, способных ответить на вопросы и проконсультировать покупателя. А цены на бумажную и электронную книгу сравнивать вообще невозможно. Электронная книга изготавливается один раз, а затем копируется и продается в любом количестве без дополнительных расходов.

Кстати, при нынешнем скудном и медленном пополнении библиотечных фондов — а это тоже острая проблема, требующая решения, — многие приходят в магазин, просто чтобы получить представление о новинках, почитать, полистать. Купить, увы, не каждому по карману, но ведь это тоже связано с бедственным положением книжных магазинов. Чем ограниченнее возможности для распространения, тем меньше тиражи, а значит, выше себестоимость и конечная цена каждого экземпляра. Помогая книжным магазинам, мы пытаемся повернуть эту прогрессию в обратную сторону. В отзыве Правительства сказано: «предлагаемое законопроектом ограничение формы распространения книжной продукции магазинами или павильонами представляется необоснованным». То есть, коллеги, вы хотите поддержать ещё и интернет-торговлю? Отлично, нет возражений.

Ко второму чтению мы могли бы распространить отнесение к социальному предпринимательству и на электронные магазины в тех случаях, когда речь идёт, повторюсь, о малом и среднем бизнесе. Однако начинать, по моему мнению, надо с тех, кому сейчас тяжелее. Не отказывать им в помощи, а как можно скорее делать шаги навстречу. Внесённый мною законопроект — лишь один из таких шагов. А их требуется много.

Источник: www.pnp.ru

У вас недостаточно прав для комментирования