Среди мер воздействия замедление трафика, штрафы до 3 млн руб. и даже полная блокировка ресурса. Авторы законопроекта сравнили его с ядерной бомбой, назвав инструментом сдерживания. А интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев увидел в документе угрозу деградации интернета в России. Обозреватель “Ъ FM” Михаил Гуревич считает, что политика интернет-компаний действительно вызывает вопросы, но решать проблему нужно иначе.
Думские депутаты опять решили приструнить всемирный интернет. В этом отношении они почти как картежники с известной поговоркой «хода нет — ходи с бубей». Так и наши законодатели — в любой непонятной ситуации объявляют войну какому-нибудь отдельному интернет-сервису или целой технологии, сеющим смуту в неокрепших умах российских граждан и мешающих правильной информационной картине дня. На этот раз ультиматум предъявлен поисковым и рекомендательным алгоритмам социальных платформ.
Если отбросить всю мишуру витиеватых формулировок, то смысл законопроекта в следующем: если YouTube или Facebook не будут выводить в рекомендации контент государственных СМИ, то по представлению Генпрокуратуры Роскомнадзор может заблокировать их в России. Одновременно появится и новый статус «владелец информационного ресурса, причастного к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ». Любопытно, будет ли он присваиваться всему Facebook, например, или лично Марку Цукербергу? И, соответственно, придется ли указывать этот титул при каждом упоминании фамилии гендиректора крупнейшей социальной сети планеты?
Все это, конечно, звучит забавно, но проблематику депутаты подняли правильную. Чувствуется, что сами с утра до вечера зависают в интернете и так же, как и мы с вами, уже порядком устали от балагана изменений в выдаче информационного потока соцсетей. То Соловьев пропадает из избранного, то Навальный, то ролики госканалов сопровождаются текстом про fake news. Вот и решили помочь американским айтишникам в наведении порядка.
Продвигать контент в интернете нынче стало действительно очень сложно. На собственном опыте могу подтвердить, что практически любое упоминание американской предвыборной тематики русскоязычными группами или каналами, вплоть до дня голосования, приводило к падению пользовательского охвата чуть ли не наполовину. А для рекламы видеороликов с информацией про коронавирус и вовсе приходится доказывать модераторам YouTube, что ты пользуешься только проверенными источниками и не распространяешь слухи. Я уж молчу про посты нынешнего хозяина Белого дома, которые, как елочными игрушками, увешаны предупреждениями о том, что уходящий президент имеет обыкновение врать и, вообще, Джо Байден уже победил.
К слову, именно Дональд Трамп еще в конце весны предложил правильный подход к решению обсуждаемой проблемы, подписав указ о регулировании социальных сетей. Согласно документу, сети признаются площадками, а не издателями, и не несут никакой ответственности за пользовательский контент. Соответственно, и модерировать его они не должны.
Придется, правда, отменить целый ряд уже принятых законов об интернет-цензуре, но надо же как-то совладать с этими высокотехнологичными врагами свободы слова. А то получается, что борьбе за наше право на свободный доступ к информации нам же грозят отключением от источника информации в целом.
Источник: www.kommersant.ru