Боевых становится меньше? Ирина Ерофеева: о журналистике и журналистах

В декабре Кафедре журналистики и связей с общественностью исполняется 24 года со дня основания.  В интервью «АиФ-Забайкалье» заведующая кафедрой Ирина Ерофеева рассказала о том, как сама пришла в журналистику, почему у неё нет кумиров, по каким программа она и её коллеги работают, чем студенты вчерашние отличаются от современных, а также о плюсах изоляции и прогулках с рыжей собакой.

Журналистика + педагогика

Елена Лоскутникова, «АиФ-Забайкалье»: -  Ирина Викторовна, расскажите, пожалуйста, что определило Ваш выбор, когда заканчивали школу. Почему выбрали именно журналистику?

Ирина Ерофеева: - С детства я была порой излишне социально-активной, интересовалась политикой, проблемами молодежи, хотелось всем нуждающимся помочь, разрешить проблемы. Вместе с тем, мне нравилось общаться с людьми, чувствовать их, узнавать их сильные или слабые стороны. Подростковые, часто горькие мысли о жизни выливались в стихи и рассказы. Обожала уроки литературы. Росла я в семье офицера, мы часто переезжали из одного города в , из страны в страну (Монголия, Германия, республики - Украина, Молдавия). Приходилось менять школы, учиться жить в разных коллективах и классах. Но мне это не мешало, а, скорей всего, помогало получать опыт общения в радикально отличающихся языковых и ментальных ситуациях.

Когда основались в Чите, в 8 классе я пошла в «кружок юнкора» к Ольге Китовой. Она возглавляла газету «Комсомолец Забайкалья». Было очень трудно сначала. После разгромных и эмоциональных планёрок по поводу наших бездарных опусов, – новостей и репортажей, в кружке оставались единицы. Я вытирала слёзы и терпела, пыталась освоить журналистское мастерство, для себя уже твёрдо решила, что буду поступать в Иркутский университет на журфак. А для этого необходимо было накопить приличное портфолио с собственными публикациями. В советский период требования к поступлению выдвигались жёсткие. Как правило, в вуз на «Журналистику» приходили после года и более работы в редакциях. Так, на нашем курсе учились всего 2 человека, только окончившие школу.

Несмотря на трудности юношеского вхождения в профессию, я очень благодарна Ольге Петровне Китовой, которая по сути определила всю мою дальнейшую судьбу. Связанную с журналистикой, в разных её ипостасях и проявлениях. Она вскоре уехала из нашего города, сегодня работает политическим обозревателем, является лауреатом Международной премии за свободу прессы. Ольга Петровна не только помогла мне освоить азы профессии, она научила быть честным и искренним в любой ситуации, даже в той, когда вроде бы удобнее отступить и не рваться в драку за правду. Я смотрела на неё и понимала, что очень часто важнее идти до конца, чтобы потом было не стыдно смотреть на себя в зеркало. Сегодня, в силу своего опыта, я пытаюсь быть более гибкой. Но усвоенный урок не забываю. Более того, об этом «зеркале» часто говорю своим студентам.

- И вот годы учёбы, годы становления в профессии позади. Вам предлагают возглавить кафедру журналистики и связей с общественностью. Неожиданно? 

- Нет, не было неожиданностью. Это был итог даже не моей карьеры, а развития кафедры. Совершенно искренне говорю, так как никогда не рвалась к власти и продвижению по карьерной лестнице. Для меня кафедра (без громких слов!) – это моя жизнь, мой ребёнок, судьбой которого я всегда была всецело обеспокоена.

Начинала я работать практически со дня основания кафедры: с 1997 года. Меня пригласил её создатель, известный журналист и публицист Виктор Павлович Секерин, к сожалению, рано ушедший из жизни. Кафедральная работа позволила объединить две мои страсти – журналистику и педагогику. Со студентами я была почти ровесницей, мы вместе учились и творили, издавали студенческую газету института «13 семестр», запускали радиостудию.

Работа в вузе требует научной квалификации. С течением времени в 2003 году на площадке «Бурятского государственного университета» я защитила кандидатскую диссертацию по проблемам национальной информационной политики. Позднее стало понятно, что для открытия магистратуры нужен профильный доктор наук. Поэтому я уехала в Санкт-Петербург и в 2010 г. закончила докторантуру при факультете журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, в этом же году защитила докторскую диссертацию «Аксиология медиатекста в российской культуре (репрезентация ценностей в журналистике начала XXI в.) по специальности «Журналистика». Всё это время мы вместе с заведующим кафедрой Владимиром Алексеевичем Тихомировым работали в дружественном тандеме и поддерживали разные направления кафедральной работы: организационное, методическое, учебное, научное. Поэтому предложение возглавить кафедру было естественным, по принципу «от перемены мест слагаемых сумма не меняется».

Мы и сейчас в тесной связке. Владимир Алексеевич – важное звено кафедры, без которого трудно представить её существование.

«Наши программы - одни из лучших в России»

- В следующем году Кафедре журналистики и связей с общественностью исполняется 25 лет. Интересно, что у Вас вызывает особую гордитесь за неё?

- Нам, действительно, есть чем гордиться. За время существования мы открыли дополнительное направление подготовки бакалавриата «Реклама и связи с общественностью», а также магистратуру по «Журналистике». С 2019 года действует профильная аспирантура. Научные разработки магистрантов и аспирантов являются прикладными. Общая тема, самостоятельной научно-исследовательской работы, закрепленной за кафедрой, - «Моделирование эффективного медиатекста», КАК и с помощью какого инструментария возможно конструировать рейтинговые тексты в печати, на радио, ТВ и в интернете. Мы только начали работать с аспирантами над кандидатскими диссертациями, которые посвящены когнитивным моделям национальной идентификации в СМИ и проблеме территориального брендинга нашего края.

Два года подряд с 2016 года программа по «Журналистике» (бакалавриат) был внесена в общероссийский список «Лучших образовательных программ инновационной России».

Благодаря выигранному гранту была запущена работа медиакластера – ньюсрума, объединяющего радиостудию, телестудию, редакцию студенческого радио «Радио перемен», студенческих печатных изданий («Твоя газета», «Жираф»), информационный сайт «журфак.ру». Это позволило обеспечить учебный процесс достаточной технической и лабораторной базой для подготовки журналистов. Занятия в медиакластере ведут практики - журналисты.

С 2016 года работает научно-образовательный центр «Медиаобразование». Преподаватели кафедры регулярно выступают с мастер-классами и уроками для всех, кому интересны журналистика и массмедиа. На базе кафедры с участием региональных журналистов проводится ежегодная научная конференция «Региональные СМИ: пути взаимодействия с аудиторией», а также студенческий фестиваль «PR-Mania», объединяющий специалистов по связям с общественностью других вузов Читы. С 2013 года кафедра является организатором городской игры для школьников «ВКурсе», на которой команды школьных редакций участвуют в мастер-классах, квестах, творческих мероприятиях.

В 2013 году мы запустили ежегодный Всероссийский конкурс молодых журналистов «МедиаВызов». Семь лет подряд мы проводим его совместно с администрацией губернатора Забайкальского края и Забайкальским региональным отделением «Союз журналистов России». Изначально это было небольшое мероприятие с региональным флёром. С каждым годом статус конкурса меняется, растет количество участников. Весной этого года на суд членов жюри – представителей редакций СМИ Забайкальского края и преподавателей журфаков российских вузов – было представлено более 800 конкурсных работ от участников из 70 городов России. В условиях пандемии мы не смогли встретиться с победителями лично, но зато появилась возможность сказать им «браво» и горячо поздравить в формате видео. Данный конкурс – это действительно вызов начинающих журналистов самим себе, своим возможностям и потенциалу. Это кропотливая работа профессионального жюри по выявлению и поддержке талантливых молодых журналистов, неравнодушных к проблемам общества, умеющих отстаивать истину и быть честными и объективными в освещении фактуры. Это презентация и продвижение качественных молодежных медиа.

У нас замечательные студенты, которые работают в СМИ с первых курсов. Они не только отличаются своей социально-активной позицией и креативным взглядом на мир, но и участвуют в городских, региональных, всероссийских и международных конференциях и конкурсах, завоевывают призовые места. У поступающих на наши направления подготовки достаточно высокий балл ЕГЭ и это при условии, что уже второй год министерство не выделяет нам бюджетные места.

- Отслеживаете процент трудоустройства своих выпускников?

- По направлениям подготовки кафедры достаточно высокий процент трудоустройства. Практически во всех газетах, журналах, радиостанциях и телекомпаниях, интернет-порталах Забайкальского края работают наши бывшие студенты, успехами и достижениями которых кафедра особенно гордится. Отдельные выпускники разных лет занимают уже руководящие должности в СМИ:  Екатерина Шайтанова («Чита.ру»), Степан Тихомиров («МК-Чита»), Татьяна Окладникова (ГТРК-Чита), Анатолий Квасов («Забайкальский рабочий»), Наталья Колпакова («Земля»), Надежда Шайтанова («Гуранка.ру») и т.д.

Наши выпускники трудоустроены в пресс-службах различных ведомств, рекламных фирмах, некоторые открыли собственный бизнес. Многие яркие бывшие студенты уехали в другие регионы России и трудятся в разных СМИ от Москвы до Приморского края. За рубежом, – в Китае, Японии и Австралии, также работают наши выпускники.

У кафедры много друзей – партнеров, вместе с которыми мы проводим мероприятия, участвуем в конференциях и обсуждаем общие проблемы и чаяния профессиональной подготовки: факультет журналистики и прикладных коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета, факультет журналистики Бакинского государственного университета; факультет журналистики и связей с общественностью Южно-Уральского государственного университета; факультет журналистики Национального исследовательского Томского государственного университета; кафедра журналистики Пензенского государственного университета; кафедра печатных СМИ Дагестанского государственного университета и др.

- Насколько не похожи студенты-будущие журналисты и пиарщики, которые учились, когда Вы только пришли работать на кафедру, и те, которые учатся сейчас?

- У студентов информационного общества больше инструментов и возможностей для пополнения знаний или хотя бы для его воспроизведения в учебной аудитории, когда критический анализ воспроизводимого уже не важен. Зачем включать мозги, когда уже и так красиво всё сказано … Но по большому счету психология молодых людей, претендующих на фундаментальное высшее образование и только входящих в профессию, не меняется. Они всё также любопытны, открыты для общения, самостоятельны в своих взглядах и выводах, активны в креативе и радостной студенческой жизни. Как известно, от «сессии до сессии …» - весело. Единственное, всё менее выраженным становится чувство ответственности. Это, конечно, в принципе черта – не массовая. Но всё чаще встречается некая детская инфантильность: это не моя вина!, я не знаю – чего я хочу, я разочаровался, сделайте так, чтобы мне было интересно. Отсюда боевых натур с горящими глазами, что так важно для нашей профессии, становится все меньше.

Плюсы изоляции

- Несмотря на то, что Вы — профессор ЗабГУ, доктор филологических наук, Вы постоянно проходите учёбу. Нравится учиться?

- Простите за «капитан очевидность», но если ты не меняешься вместе с миром, ты никому не интересен, в том числе (что, наверное, особенно важно) самому себе. И твой статус – вообще дело вторичное. Так, возглавляю научные журналы, стратегия и тактика развития которых в российском и международном информационном пространстве требует постоянных интеллектуальных вложений и дополнительной подготовки. Поэтому регулярно участвую в курсах и семинарах по редакционной работе научного журнала. Меняется система образования, поэтому недавно прошла курсы по «Цифровым технологиям и интерактивным подходам в образовательном процессе» в Томском госуниверситете.

Коронавирус и пандемия принесли нам много проблем и горя, но в вынужденной самоизоляции есть очевидные плюсы. Мне удалось на различных онлайн-площадках в формате видеоконференций пройти курсы повышения квалификации с участием ведущих профессионалов по нашему профилю, известных ученых, российских журналистов, маркетологов и пиарщиков, владельцев бизнеса и крупных чиновников. В частности в рамках Всероссийского образовательного проекта «Цифровая журналистика», а также проекта Российской академии общественных связей «Коммуникация в новой социально-экономической реальности». Думается, что в обычной ситуации у меня элементарно не хватило бы денег на такую роскошь профессионального общения.

- Ирина Викторовна, о чём Вы  мечтаете?

- Мы не просто мечтаем, мы ставим перед собой конкретные цели, которые в сложившихся условиях существования системы высшего образования, к сожалению, трудно достижимы. Нужны бюджетные места для подготовки журналистов, пиарщиков и специалистов по рекламе.

Коммерческое обучение остаётся практически неподъёмными для обычных жителей нашего края. Сегодня при выделении бюджетных мест министерство использует сложный алгоритм зарабатывания профильной структурой определенного количества баллов. Сюда входит, в том числе: доля иностранцев в контингенте, научные публикации преподавателей в международных базах данных (WOS, Scopus), доходы от научно-исследовательской деятельности, система реализации дополнительных программ образования – всего того, что напрямую не связано с нашими прикладными профессиями. Нам также необходимо новое оборудование и соответствующее времени информационно-техническая оснащённость в теле- и радиостудию, чтобы у студентов была возможность освоить актуальные форматы работы в разных каналах коммуникации.

- У Вас есть кумиры? 

- У меня нет кумиров. Я уверена, что жизнь и судьба каждого человека – самобытна и исключительна. Ты не должен уподоблять себя кому-то. Твоя задача - как человека, пришедшего в этот мир, - раскрыть себя, свои таланты и возможности, и быть полезным другим. Максимально. Учитывая тебе предначертанную, и отчасти тобой написанную стратегию жизни. Это и есть твоя энергосберегающая стратегия бытия, которая делает тебя по-настоящему счастливым.

Тем не менее, мне повезло с наставниками, о которых я уже говорила. Не буду повторяться. В начале научного пути моим наставником был Виктор Аполлонович Кобылянский. Настоящим другом стала мой учитель Галина Сергеевна Мельник, известный во всем мире профессор Санкт-Петербургского государственного университета. Именно она помогла освоить не только научную стилистику диссертационного текста, но и прикоснуться к искусству коммуникации истинной интеллигенции, которая не размахивает руками, расчищая себе пространство.

- А как Вы отдыхаете, что Вас наполняет?

- 23 года занимаюсь фитнесом. Я – любитель, не фанат. Но если пропускаю тренировку, долго мучает чувство вины, и тело нудит, что ему не досталось радости. Моё хобби меня спасало всегда на протяжении всей моей сознательной жизни. Любые возрастные кризисы влёгкую лечатся фитнесом. После нескольких тяжелых болезней на грани жизни и смерти я быстро, под удивленные взгляды врачей, выкарабкивалась в ритме своего неизменного хобби. Обиды, депрессии, злость, усталость, разлуки, лишняя и всепоглощающая умственная жвачка растворяются в напряжении мышц и ударных прыжков универсального фитнеса!

Люблю прогулки по лесу или по берегу реки с нашим рыжим псом. Свобода и блаженство! При-Рода. Трудно не согласиться с одним из этимологических объяснений этого слова: рождение и миропорядок, от роду нам написанный.

Источник: chita.aif.ru

У вас недостаточно прав для комментирования