Есть и печальные рейтинги: о распространении коронавируса, о смертности, о числе преступлений по регионам и т. п. В этом большом разнообразии результатов исследований и социологических опросов есть скромный, но объективный рейтинг, связанный не с изучением общественного мнения, а с количеством киосков прессы «на душу населения».
Этому рейтингу уже много лет. Ежегодно сначала Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП), а затем – объединенная отраслевая организация Союз предприятий печатной индустрии (ГИПП) составляют рейтинг субъектов РФ по количеству киосков прессы на основе объективных данных. По итогам 2019 года последние 10 мест (с 78-го по 85-е) в этом рейтинге занимали: Карачаево-Черкесская Республика, Республика Саха (Якутия), Республика Коми, Ямало-Ненецкий автономный округ, Курганская Область, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Чукотский автономный округ.
Республика Татарстан в этом рейтинге занимала 74-е место, что, безусловно, вызывало беспокойство в медийных кругах, но никаких действий со стороны властей и отраслевого сообщества не предпринималось.
25 сентября 2019 года Президент РФ Путин В. В. подписал поручение о необходимости поддерживать киоски прессы, но, скажу откровенно, реализация данного документа идет крайне слабо. Возможно, сказывается пандемия.
Падение количества киосков прессы в стране с 42 тысяч до 15 тысяч объектов связано прежде всего с экономическими проблемами, высокими арендными ставками, конкуренцией со стороны предпринимателей, торгующих шаурмой, овощами, фруктами и т. д. В современных условиях торговые объекты прессы должны иметь льготы со стороны властей и, более того, субсидии, что мы видим, к примеру, в Липецке и Воронеже.
Система распространения прессы, прямо говоря, имеет и другую категорию противников в лице так называемой «похоронной команды» печатных СМИ.
И вот на этом фоне особенно приятно отметить, что в Татарстане появился инициатор по борьбе за поддержку системы распространения прессы в интересах издателей, общества и государства. Этим человеком стала Венера Якупова – главный редактор газеты «Казанские ведомости». В публикации на информационном портале «Реальное время» («Татарские издания должны выходить до последнего татарина!» – В Казани создают Ассоциацию издателей») она отметила: «Сегодня в нашем обществе очень широко распространено мнение, что бумажная пресса обречена, что все уходит в интернет, в том числе печатные книги. На мой взгляд, это не так. За рубежом с цифровыми технологиями, интернетом все хорошо, но население там продолжает читать бумажные книги, журналы, газеты. Потому что там условия для издания и распространения печатной продукции создают на государственном уровне. Надо кому-то достучаться до власти, чтобы она поняла значение печатного слова для развития духовности, культуры, воспитания молодежи, формирования личности человека, а следовательно, разработала комплекс мер по поддержке медиаиндустрии, в первую очередь – в сфере розничных продаж».
Венера Якупова не только изложила свое мнение по подъему рейтинга Татарстана по количеству киосков прессы. Она стала инициатором создания НКО «Ассоциация издателей и распространителей печатной продукции РТ», призванной объединить все заинтересованные организации в борьбе за поддержку печатного слова. Войти в ассоциацию изъявили желание 14 компаний. Глобальной целью этой ассоциации названо создание республиканской программы по поддержке распространения печатной продукции как социально значимой отрасли. 23 декабря с. г. в Союзе журналистов Татарстана состоялось учредительное собрание новой организации.
Шамиль Садыков, генеральный директор АО «Татметиа» говорит о Венере: «Она основной инициатор всего этого движения. Она и интересы газеты стережет, и также рьяно борется за печатную розницу, за существование киосков. Очень важно, что человек и на той стороне, и на этой».
Венера Якупова – очаровательная женщина и, безусловно, яркий и сильный человек. Хочется пожелать ей успехов в трудном общественно важном начинании. Федеральные отраслевые структуры, и прежде всего СППИ ГИПП, я уверен, будут активно сотрудничать с новой ассоциацией, помогать ей в работе.
Надо признать, что в этом году не только в Татарстане развернулась работа по поддержке падающей отрасли. В Чеченской Республике осуществлен серьезный прорыв в этом деле, и, благодаря большой работе и поддержке руководства республики, данный регион вышел в передовики в этой сфере и претендует на лидирующие позиции в рейтинге субъектов РФ по числу киосков прессы.
Словом, хочется сказать: кому пандемия как повод расслабиться, а кому – как время перемен и новых возможностей.
Александр Оськин
Источник: https://www.facebook.com/a.v.oskin/