- Минувший год оказался губительным для ряда отраслей, в том числе и для медиасообщества. Как пандемия коронавируса сказалась на показателях АО «Татмедиа»?
- Прошедший год был во многом переломным. У торговых сетей сократились продажи, упал рынок рекламы. Подписка проходила в очень сложных условиях, когда многие люди из-за ограничений не могли выйти на улицу. Тем не менее мы смогли найти точки роста по всем направлениям деятельности. Сегодня АО «Татмедиа» занимает первую позицию в LiveInternet среди татарстанских медиа по числу читателей. Кроме этого, мы номер один по тиражам, номер один по представленности в социальных сетях и мессенджерах, в том числе в Telegram и TikTok.
- «Татмедиа» на протяжении многих лет отмечало падение совокупного тиража газет и журналов, последний год не стал исключением?
- Предварительные итоги показывают, что в этом году мы добились роста совокупного тиража более чем на 20%. Это огромный успех. Мы сумели стабилизировать тиражи районных газет и нарастить тиражи республиканских изданий на 2,4%. А журналы вообще нарастили подписку более чем вдвое! Но самое главное — издания «Татмедиа» прибавили в рознице. Это очень важный показатель, поскольку читатели голосуют за нашу продукцию рублем.
Число точек продаж изданий «Татмедиа» в минувшем году увеличилось на 25%, сегодня их более 1,1 тыс. по всей республике. Продаваемость журналов выросла на 73% как в магазинах, так и в киосках. Мы отметили большой рост интереса к национальным печатным изданиям.
- Рост произошел за счет улучшения контента?
- Во многом благодаря этому. В «Татмедиа» прошла перезагрузка журналов по контенту, по обложке, по верстке, содержательной части. Сегодня каждый выход журнала превращается в новостной повод. Это освещается в соцсетях, выпускаются видеоролики, сюжеты по телевидению. В самих журналах появились интересные темы, уникальная фактура. Достаточно посмотреть на юбилейный номер журнала «Татарстан» или последний номер журнала «Казань», который посвящен «местам силы».
Рост продаж журналов связан еще и с тем, что во всех торговых точках была сделана приоритетная выкладка продукции «Татмедиа», для этого купили специальные стойки. Сейчас наши журналы сразу видно, мы получили контакт с аудиторией.
- Как показали себя продажи в почтовых отделениях?
- Здесь тоже отмечен серьезный рост, который произошел опять-таки благодаря приоритетной выкладке. Мы в порядке эксперимента установили стойки с продукцией в 60 отделениях, и это дало рост продаж на 226%. В следующем году будем увеличивать приоритетную выкладку в почтовых отделениях, поскольку там есть наша целевая аудитория.
В 2020 году мы начали активно продавать нашу продукцию в книжных магазинах и установили первые 10 вендинговых автоматов, поскольку они позволяют организовать бесконтактные продажи. В условиях коронавируса это важно. Кроме того, сами по себе автоматы рекламируют нашу продукцию, обеспечивают узнаваемость журналов АО «Татмедиа». Объем продаж у некоторых автоматов настолько велик, что в выходные дни мы вынуждены по несколько раз в сутки заряжать их нашей продукцией. Особенно хорошо наша продукция раскупается в автоматах, установленных в агропромпарке «Казань» и на железнодорожном вокзале.
- В наступившем году планируете расширение сети вендинговых автоматов?
- Будем и дальше развивать сеть автоматов, особенно на станциях метро и в торговых центрах. АО «Татмедиа» долгое время не уделяло внимания расширению контакта с покупателями газет и журналов. Практика показывает, что наша продукция очень востребована, люди готовы ее покупать. Тем более что сейчас наши журналы представляют собой некую экосистему с интернетом и соцсетями. Каждый журнал имеет версию в интернете и в социальных сетях. Читатели могут комментировать тексты, смотреть инфографику и видеоролики. Возьмем, к примеру, детский журнал «Салават купере». Сейчас у него тираж более 12 тыс. экземпляров, сумасшедший рост интереса со стороны читателей. Почему? Потому что журнал интерактивный и мультимедийный. Он и внешне отличается от других журналов, поскольку печатается в разных формах — в виде медвежонка, елочки, гриба… У нас есть специальное оборудование, которое позволяет выпускать журналы в таких форматах. А самое главное — журнал «Салават купере» интегрирован с мультимедийными ресурсами. Дети не только читают, рисуют, клеят наклейки. При помощи смартфонов они участвуют в проектах на YouTube, получают 3D-игры… Благодаря гаджетам журналы «Татмедиа» перестают быть бумажными, они превращаются в мультимедийные проекты с возможностью обратной связи в соцсетях. Этот формат показал популярность и будет развиваться.
- А как изменился интерес читателей к изданиям «Татмедиа» в интернете?
- Безусловно, пандемия дала толчок всем нашим онлайн-проектам. За минувший год интернет-аудитория «Татмедиа» выросла на 36%. Наши сайты посетили свыше 138 млн уникальных посетителей. Группа сайтов «Татмедиа» сегодня — номер один по посещаемости в Татарстане, рост во многом объясняется повышением качества контента. Мы в январе 2020 года запустили медиашколу АО «Татмедиа», которая занимается обучением персонала. Для этого создана специальная онлайн-платформа, еженедельно проводятся образовательные видеоконференции с филиалами. Мы обучаем журналистов основам работы с текстами, с сервисами Яндекса, учим выстраивать взаимоотношения с читателями в соцсетях. Обучающие программы запущены и для телевизионщиков, радийщиков, продавцов рекламы. Каждый творческий сотрудник «Татмедиа» в течение года прошел несколько обучающих семинаров, благодаря чему появилось большое количество уникальных текстов. За счет развития новых компетенций и знаний мы смогли увеличить интерес читателей к нашим сайтам. Современные творческие технологии очень быстро меняются, поэтому обучение в «Татмедиа» будет вестись непрерывно, для нас это естественный процесс.
- Изменилось ли за минувший год число подписчиков изданий «Татмедиа» в соцсетях?
- По нашим оценкам, рост подписчиков составил около 25%. Сейчас у «Татмедиа» 350 официальных аккаунтов и сообществ в социальных сетях, которые объединяют 2,5 млн подписчиков. В соцсетях представлены все газеты, журналы, электронные СМИ. Это большой калейдоскоп разных групп — тематических, языковых, географических. Мы проводим специальное обучение для СММ-специалистов и веб-редакторов. Набираем молодых ребят, обучаем их, даем возможность работать и развиваться. Для нас важно, что в группах идет рост активности. Число комментариев и лайков в 2020 году выросло на 17%.
Мы нацелены на то, чтобы порядка 70% ресурсов направлять на создание новых медиа, в том числе на развитие проектов в Telegram и ТikТок. Сейчас молодая аудитория активно заходит на эти ресурсы, поэтому для нас ключевая задача — обеспечить рост пабликов. Сейчас мы занимаем первое место среди СМИ в Татарстане по числу подписчиков в Telegram, активно развиваем аудиторию в ТikТок. Многие считают эту соцсеть детской шалостью, но за ней будущее. Сегодня ТikТок уже обогнал Instagram по объему времени, которые тратят пользователи на потребление контента. Со временем аудитория ТikТок будет только расти, качество контента будет повышаться.
У аккаунта «Татмедиа» в ТikТок около 14 тыс. подписчиков, некоторые видеоролики набрали больше миллиона просмотров. Для нас ТikТok — это инвестиции в будущее, со временем эта аудитория будет доминировать. Если 5 лет назад основной соцсетью была «ВКонтакте», то сейчас интерес аудитории перешел к Instagram, со временем придет очередь ТikТok. Наши дети не смотрят телевизор, не читают газет и не слушают радио, они узнают новости из соцсетей и мессенджеров. Увлечь их традиционными СМИ невозможно, и это является самым главным вызовом для «Татмедиа». Когда дети вырастут, у нас должны быть сильные медиаресурсы в той среде, где молодежь привыкла потреблять контент. В то же время у нас есть большая возрастная аудитория, которой нужны традиционные СМИ, поэтому мы будем поддерживать и их.
Одно из ключевых направлений для нас — развитие проектов в YouTube. При поддержке Президента РТ в этом году запущен новый проект «Татмедиа Junior». Это сеть молодежных видеопроектов, которая объединяет читателей журналов «Салават купере», «Сабантуй», «Ялкын» и «Идель». В «Татмедиа» есть три студии с современным оборудованием, где ребята могут учиться и создавать уникальный контент разного направления. Ими уже создано 30 видеоканалов по изучению родного языка, мира, космоса, природы… По сути, они охватывают всю полноту жизни молодежи. Проект «Татмедиа Junior» поможет нам подготовить журналистов, умеющих работать в YouTube, в Instagram и ТikТок. Это будет новое поколение творческих сотрудников с новыми знаниями и технологиями. Мы должны подготовиться к переменам в потреблении медиаконтента и ведем работу в этом направлении при поддержке Президента РТ, депутатов Госсовета РТ.
- Тем не менее «Татмедиа» будет продолжать развитие и традиционных СМИ?
- Наш медиахолдинг является системообразующим для Татарстана. В его структуре есть телеканал «Татарстан-24», объединяющий районные телерадиокомпании, есть информационное агентство ИА «Татар-информ». В течение 2020 года издания АО «Татмедиа» объединялись в единую информационную вертикаль, которая позволяет корреспондентам из районных филиалов создавать уникальный контент для республиканских СМИ. Сейчас этот процесс завершается. АО «Татмедиа» уже представляет собой единый механизм по выпуску новостей, фото- и видеопродукции, работающий по самым современным стандартам.
В ИА «Татар-информ» недавно сменился руководитель, информагентство возглавил опытный журналист Ринат Билалов, задача которого повысить влиятельность этого информационного ресурса. Здесь уже сформирован серьезный профессиональный коллектив, но необходимо усилить аналитическое направление, выпуск больших текстов.
- Аудитория АО «Татмедиа» не ограничивается территорией Татарстана, поскольку татарские диаспоры живут во многих регионах России. Как будет выстраиваться связь с диаспорами в 2021 году?
- «Татмедиа» больше 10 лет выпускает газету «Без бергэ», которая выходит в 10 регионах России. Это очень успешное издание. Сейчас мы формируем паблики в соцсетях для этого издания. Информацию о жизни татар в регионах России активно собирает и публикует ИА «Татар-информ». Нам интересны все регионы страны, главным образом соседний Башкортостан, где проживают более 1 млн татар, которым интересны новости на родном языке. Мало кто знает, что наш информационный ресурс «Интертат» занимает первое место по посещаемости среди национальных СМИ Башкортостана. Это связано с высоким уровнем подготовки татарстанских журналистов, с шириной охвата тем, которые они освещают. Мы чувствуем высокую востребованность нашего контента со стороны аудитории Башкортостана, в этом направлении заложен огромный потенциал.
- Какими вы видите ключевые задачи на 2021 год?
- Технологии в журналистике меняются каждый квартал, поэтому мы усилим работу в части обучения журналистов, редакторов, специалистов по СММ. Журналистика – это такая профессия, где каждый должен учиться чему-то новому, осваивать новые технологии работы. Ключевое направление для нас – создание новых медиа и забота о традиционных СМИ. Газеты и журналы – это наше богатство, это то, что дает устойчивость нашему медиахолдингу. Сохраняя традиционные СМИ, мы должны думать о будущем, о новых форматах работы.
Источник: sntat.ru