К их числу я бы отнес проблему с киосками прессы и ухудшение всей системы распространения печатной продукции в городе. Дело в том, что количество киосков прессы здесь уменьшается год от года, а судьба ныне здравствующих НТО «Печать» все хуже и хуже.
Согласно данным Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП), по обеспеченности киосками, реализующими газетно-журнальную продукцию, в 2019 году Санкт-Петербург занимал среди всех субъектов РФ 21-е место. По плотности подписки (количеству выписанных изданий на 1000 человек) по итогам подписной кампании на второе полугодие 2020 года Санкт-Петербург и Ленинградская область оказались на 78-м месте. А в рейтинге руководителей субъектов РФ по отношению к системе распространения печатных СМИ в 2018 году губернатор Санкт-Петербурга был на 62-67-й позиции.
Как недавно сообщил портал Arendator.ru, «за последнее время в культурной столице началось сокращение количества газетных киосков». Но это не главная проблема. Выяснилось, что торговые объекты прессы при сохранении имеющихся льгот здесь перепрофилируются на продажу шаурмы, кофе, электроники и т. д.
СППИ ГИПП в конце прошлого года обратился к губернатору Санкт-Петербурга Беглову А. Д. с просьбой разъяснить позицию городских властей по отношению к киоскам прессы. Был оперативно получен ответ о том, что власти будут разбираться. По этому поводу газета «Коммерсантъ» написала следующее: «Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга уже начал проверки, говорится в письме вице-губернатора города Евгения Елина СППИ ГИПП от 15 января. По его словам, в 2020 году после проверки 270 земельных участков уже было выявлено 133 нарушения условий договоров аренды. Акты направлены в профильные комитеты правительства города, которые будут принимать решения о расторжении договоров в одностороннем порядке, отмечается в письме».
К сказанному надо добавить, что в целом город по отношению к системе распространения прессы далеко отстал от европейских трендов и от передовиков в данной области в России – Калининграда, Москвы, Липецка, Воронежа и др.
Первый вопрос, который возникает у экспертов рынка, – как удавалось до последнего времени продавцам шаурмы и других товаров совершенно незаметно для властей выбрасывать прессу со своих прилавков и торговать чем ни попадя? Наверное, местные чиновники, совершенно бескорыстные и нравственно чистые, долгое время просто не замечали таких перемен, происходящих вблизи станций метро и в других оживленных местах. Второй вопрос – почему депутаты Заксобрания не стали бить тревогу ввиду ущемления интересов четвертой власти в городе? Возникает и третий вопрос. Почему так печально выглядит общая картина распространения печатного слова в культурной столице нашей страны? Все эти вопросы достаточно простые, и ответы на них очевидны.
Недавно была опубликована информация о позитивных переменах по отношению к прессе в Чеченской Республике, которая благодаря вниманию своего руководства вошла в число передовых регионов страны в данной сфере. Остается только надеяться, что руководство Санкт-Петербурга, следуя примеру Чеченской Республики, примет эффективные меры по спасению и развитию киосков и павильонов прессы и не забудет также про подписку на газеты и журналы, где тоже нужны внимание, льготы и поддержка.
Александ Оськин, вице-президент СППИ ГИПП
Источник: Эхо Москвы