Александр Бухаров: как остановить распад книжной индустрии

Информационный рынок развивается по повторяющемуся сценарию. В 1993-1994 годах конкуренция между коммерческими издательскими проектами была незначительна, и рекламного бюджета хватало на всех. К 2000 - 2010 годам рынок изданий пересытился и за дистрибуцию пришлось платить. Как итог, окупаемость российских издательских проектов резко упала. Зарубежные издательские дома, учитывая падение курса рубля, имели преимущества над общероссийскими изданиями и вытеснили с рынка российскую прессу. Следствием чего стало исчезновение и банкротство большого количества редакций и типографий.

С 2006 года телевидение получило развитие после запуска спутника АМ2. Количество кабельных каналов резко возросло, а на территории России начался бум по созданию ТВ кабельных каналов. Как и в первом случае с периодическими СМИ, всем места под солнцем уже не хватает – средств на ТВ рекламу не хватает как у кабельного оператора, так и у рекламодателя. В итоге мода на ТВ кабельный канал проходит, каналы либо заполняются дешевым зарубежным контентом, либо зарубежными копирками с бешеной ротацией. Сначала канал банкротится и становится контентом своего конкурента, а затем и вовсе перестает существовать.

 Подобное развитие событий пришлось и на радио. Как только в перестройку появилось альтернативное радио и народ отказался от «Маяка», произошло практически то же самое.

 Как мы видим, подобное перепроизводство приводит к элементарному кризису сегментов рынка. Не исключение и литераторы. Наличие цензуры в период плановой экономики позволяло контролировать книжный рынок. С началом перестройки же на рынок, помимо хорошего качественного самиздата, хлынуло и низкопробное чтиво, что с каждым годом плодит графоманов и второсортную, проплаченную на уровне рекламы литературу из-за рубежа.

Из-за такого наплыва литераторов активизировались и Издательские книжные дома.

Для обеспечения собственного дохода, Издательские дома за деньги готовы печатать что угодно, и проплаченные тиражи попадают в книжные магазины. А дальше всплывают предыдущие уже знакомые нам сценарии развития событий. Эту картину можно дополнить падением платежеспособности читателя и ростом стоимости бумаги. Но самое главное кроется в том, что подобный сценарий вызывает падение качества продукции. Последствия не заставляют ждать. Образно говоря, купив некачественный продукт один раз, покупатель больше не верит рекламе – продажи падают, и когда это произойдет, лишь вопрос времени.

Большинство читателей получало бесплатное образование в советской стране, изучало политэкономию в институтах и перестало кидаться на яркую зарубежную и российскую упаковку. Как следствие, глядя на своих родителей, перестали читать и дети. Читатель покупает книгу проплаченного автора и читает его произведение. Читает первое издание, второе, третье, а на четвертом или пятом автор уже исписался, но его продолжает продвигать издатель. Читатель обижается, а магазин теряет его доверие. То же самое касалось очень низкого качества периодической печати, когда в продажах падали тиражи. Аналогичная ситуация началась и с падением доверия к фейковым анонсам и новостям ТВ программ.

В дальнейшем рынок имел переполненные склады, маленькие продажи и, одним словом, убытки. И тут начинается самое веселое – бешеная стоимость первых сайтов и создание социальных сетей. Основной пик падения стоимости доходов от услуг по созданию программных продуктов пришелся на 2010 - 2015 годы – большая конкуренция в интернете, основные социальные сети принадлежат зарубежным информационным компаниям, интернет-магазины растут как на дрожжах, а бесплатная информация нахлынула в таком количестве, что человек стал захлебываться в помойке из фактов и фейковых новостей.

Основной доход на сегодняшний день получает интернет-провайдер. Даже не учитывая рекламный бюджет интернета, можно с уверенностью сказать, что в среднем сто миллионов россиян тратят в год по 12 тысяч рублей за интернет – сумма колоссальная. Как следствие, бурный рост бесплатных игровых, информационных и видео ресурсов. Чем больше человек проводит в интернете, тем больше доход провайдера. А бесконтрольное развитие социальных сетей приводит к росту поголовья блогеров. То же, что и в предыдущих случаях. В будущем их ожидает то же самое – нехватка места под солнцем.

Но вернемся к авторам произведений, чье количество сегодня такое, что ориентироваться в нем практически невозможно. Качество падает, хаос растет, а рынок сворачивается. Иначе говоря, происходит глобализация и монополизация рынка и как следующий этап – падение доверия у читателя к источнику информации. Издательские дома перестают выполнять основные функции по продвижению автора и просто печатают то, за что заплачены деньги. И так автор   понимает, что договориться с типографией и получить ИСБН дешевле. Социальные сети позволяют ему формировать свой круг читателей и использовать различные интернет-площадки для продажи своих произведений.

Появление разновидности союзов, ассоциаций писателей и т.д., мягко говоря, в данной ситуации ничем долговременным не обусловлено. Раньше такие организации решали вопросы по продвижению литературных произведений, теперь же собирают взносы с авторов на свое существование. Раньше была цензура, регламентирующая литературный хаос, теперь мы имеем безумный информационный рынок. Раньше литератор печатал на печатной машинке, теперь он освоил word, верстку и знает, где ему получить ИСБН или заплатить издательскому дому за выпуск книги. Учитывая кризис типографий, он знает, где его напечатают с большими скидками и минуя посредника в лице Издательского дома, который не исполняет свои обязанности, – вот он и получает тираж с документами на руки. И как вариант самиздата – уже может это самостоятельно продавать.
            Наличие социальных сетей, интернет-магазинов позволяет продавать свою литературу. А если литератор достаточно образованный в интернете – а таких становится все больше и больше – он формирует свой круг читателей. А книги можно печатать под заказ. Правда, пока такой автор еще боится электронных версий книг, но это временно. Скоро он поймет, что продажи электронных книг с гарантией получить гонорар возможны только при условии прямого договора с интернет-магазином на выгодных и понятных условиях. Простого в освоении, бесплатного программного обеспечения сегодня хватает.

Издательские дома и электронные библиотечные лаборатории переводят литературу советских времен в электронные форматы и перепродают их интернет-магазинам, присваивая авторские права себе.  Это касается, в первую очередь, выпуска электронных книг классиков как советской литературы, так и зарубежной. В СССР специальные работники получали за это зарплату, а верстка и выпуск осуществлялись государством и принадлежали выпущенные книги ему же. В то время как современные авторы в массе своей не контролируют доход с электронных продаж книг в издательских домах и логично не получают гонорар. И с каждым годом качество литературы падает так же, как всемирная паутина гробит высокохудожественный литературный язык, сводя его к интернет-сленгу.

Информационный рынок – это то же самое, что и оборонная безопасность страны. Надо внимательно посмотреть на тот же Китай, который контролирует свое информационное интернет-пространство. Надо задуматься над интернет-помойкой, сформировавшейся в России за последнее время.

Пересмотр закона об авторском праве.

Если рассматривать ситуацию в идеале, в перспективе – создание литературы для внеклассного чтения. Только на государственной российской интернет-площадке с классической литературой, которая создавалась в СССР – Россия правопреемник. И предоставляться библиотекам такая литература для образовательного процесса должна бесплатно. Площадка «ЛитРеса», к сожалению, на сегодняшний день больше подходит для графоманов и блогеров. И вопрос по поводу авторских прав спорный – чем раньше об этом задумается государство, тем лучше. Ценовая политика продаж цифровых книг и процент магазина не сбалансированы. Упомянутый «ЛитРес» должен получать от продаж цифровой книги не более 30%, отдавая остальное автору. Кроме того, он должен решать вопрос защиты цифровой информации от копирования в интернете, что он не делает. И тем более, он не должен продавать «Классиков советской литературы» и «Литературу для внеклассного чтения» – это право должно принадлежать только государству.

К слову, к оценке литературы нельзя подпускать как литераторов, так и Издательские дома. В идеале должно быть введение оценки литературы на конкурсной основе: главный критерий – сохранение русского литературного языка по различным номинациям. Например: Национальная литературная премия «Золотое перо Руси» – рекомендовано к внеклассному чтению.

Необходимы и дополнения к тому, что уже есть у книготорговых организаций. В магазине – развитие специализированного блогерства. Например, чтение вслух главы любимой книги читателем в магазине с аудио- и видеотрансляцией на социальные сети и сайты.

Необходимо предоставить интернет-площадке при магазине права печатать книгу под заказ в цифровых типографиях. Пример: на печатную книгу идут заявки, книги на складе нет – магазин получает верстку от автора и размещает заказ в типографии. Верстка в большинстве случаев принадлежит автору, так как он уже заплатил издательству или весь процесс создания книги он осуществлял сам. Минимальный тираж в цифровых типографиях составляет не более 10 экземпляров. По сути, это система подписной продажи книг через ресурс интернет-магазина. Период выполнения таких заказов связан только с логистикой и прозрачной договорной основой с автором. Остатки книг предоставляются на реализацию в магазин на его условиях. Эта система также работает для издаваемой региональной литературы.
            А в качестве дополнения магазину можно предоставить льготы для работы с площадкой AliExpress по продаже оборудования для блогеров и всего того, что может привлечь читателя. Там же дополнительные таможенные льготы по ввозу товара. Как показывает практика Китая, многие девайсы стоят дешевле и ввозятся без налога для частного лица. Не лишено смысла и создание шоурумов – проведение выставок новинок из Китая.

Немаловажно и создание отдела по продвижению в социальных сетях или подготовка собственных специалистов, либо использование уже существующих организаций. Кроме того, в приоритете также создание Сообщества литературных агентов. Эту технологию необходимо прорабатывать и отсекать от государственного финансирования. Все, что создается на деньги налогоплательщиков, приносит автору лишь фиксированный доход. 

В идеале будущая система выглядит следующим образом: автор пишет произведение, размещает на своих информационных интернет-ресурсах отрывки из него, анонсы, рекламу. По сути, он информирует своих читателей о выходе новой книги и о том, где ее купить. Далее автор заключает прямой договор на электронные продажи книги со сторонними организациями и выпускает книгу в количестве от 10 экземпляров. Далее литературный агент, если он есть, заключает с книготорговыми организациями договор на контракт, соответствующий номенклатуре рынка. После чего автор, магазин или литературный агент собирает заказы на бумажный носитель из социальных сетей и размещает оставшиеся книги в книжном магазине, отслеживая динамику продаж и, исходя из статистки, решая вопрос с дозаказом бумажного тиража.

Александр Бухаров, учредитель Издательского дома «Золотое Перо»

У вас недостаточно прав для комментирования