- Прошло сообщение, что "Роспечать" рассталась со своей сетью киосков. Как это сказалось на дистрибуции газет и журналов?
- "Роспечать" передает киоски другим розничным распространителям. Практически во всех регионах эти киоски кем-то подхвачены. Роспечать как организация, которая вела этот бизнес, прекращает работу с киосковыми сетями, а киоски продолжать жить. На тираж влияют всегда переходные периоды естественно, потому что смена дистрибьютора, особенно, если это сопровождается банкротствами и вымыванием из рынка определенного количества денежных средств, это всегда для рынка болезненно. Переходные периоды всегда влияют на тиражи, но это не закрытие в федеральном масштабе одного из крупнейших дистрибьюторов и владельцев киосковых сетей.
- Как АиФ пережил пандемию?
Что касается пандемии, мы понимаем, какие события происходили в 2020 году весной. Если взять Москву как мощно «закрытый» регион, то у людей были физические трудности, что у них просто не было доступа к газете, они не могли выйти и купить газету. Несмотря на то, что Москва удерживала полностью открытыми киоски – она давала возможность работать всей киосковой рознице, резко снижались тиражи.
Мы наблюдали по 20% снижения в неделю – 10 дней, но это было пиковое падение, связанное с невозможностью купить. Еженедельно после облегчения ограничительных мер, когда появилась возможность у читателей покупать газету, мы еженедельно видели прирост порядка 5%. Сначала мы очень быстро упали процентов на 20-30, буквально за одну-полторы недели, а потом по 5% отрастали каждую неделю с момента снятия ограничений. Совокупно, если смотреть по 2020 году по рынку в целом, если розничные продажи падали у лидеров от 5% до 8% в год, думаю, что пандемийный год дал в среднем по рынку 12% - 15%, это та доля, которую мы уже не добрали и не сможем восстановить. На это повлияла и естественная убыль населения, многие или не пережили пандемию, либо не могут себе позволить выходить и покупать. Аутсайдеры рынка потеряли до 30%. И понятно, что есть жесточайший удар всего этого года по бесплатной прессе, потому что по сути дела на протяжении полугода – восьми месяцев бесплатная пресса была недоступна. Кроме той, которая доставляется в почтовые ящики, то, что выпускает мэрия – районные газеты, которые распространяются по почтовым ящикам, всё остальное растеряло всех рекламодателей. Я думаю, что нишевая пресса ещё как-то восстановится, а вся бесплатная сейчас в очень тяжёлом положении. Скорее будут появляться новые игроки, чем выживать старые. Зато это дало новый вызов, новые технологии, новые рекламодатели.
- Насколько увеличилась розничная цена?
- Мы повышаем цены иногда раз в полугодие, иногда – раз в год. В среднем – от 60 копеек до рубля. Но это не абсолютное повышение, которое наш читатель увидит на полке, потому что к нашему рублю добавляется рубль дистрибьютера, добавляется рубль розничного распространителя, поэтому, когда мы повышаем на рубль, конечная цена может повыситься на три – пять рублей в рознице.
- Как изменилась ситуация с рекламой?
- В пандемию, начиная с марта месяца 2020 года реклама в принте, и текстовая политическая реклама , а сейчас выборный год, коммерческая реклама практически стала в ноль, кроме тех контрактов, которые изначально заключены, коммерческая реклама практически обнулилась. Появились определённые новые проекты. Есть компании, которые стали себя чувствовать даже лучше – это сотовые операторы, интернет-провайдеры, те, кто занимаются доставками, компьютерная техника – там появились новые контракты, но это не покрывало того уровня падения, который у нас был с марта 2020 года.
После того, как ограничительные меры закончились, реклама в принте стала восстанавливаться, я бы не сказал, что опережающими темпами, но в общем по году отклонение в нашем случае укладывается в 10%, если брать принт. Мы нагнали ту дырку, которая у нас случилась во втором квартале 2020 года.
- Как чувствовал себя рынок в целом?
То, что касается рынка в целом, тут очень сложно. Недавно вышло исследование АКАР, посвящённое рекламе в прессе. Если вы его посмотрите, увидите почти 50% падения, 47% падения в печатной прессе. Это объясняется и выпадением целого сегмента прессы в принципе, например, той же самой бесплатки. Бесплатка – это полностью рекламный носитель, продукт, который полностью заполнен рекламой. Текст там существует постольку поскольку имеет вторичную функцию для привлечения внимания читателя. Так как АКАР считает коммерческую долю, прямую баннерную рекламу, то у них такое падение получилось. Если посчитать баннерную рекламу 2020 года, примерно так и получится.
Но по лидерам рынка ситуация немного другая. К примеру, мы в 2020 году имели голосование по Конституции, которое так или иначе привлекало рекламодателей в печатные СМИ. Диджитал не упал вообще в 2020 году, он вырос, но не может компенсировать рубль в рубль то падение, которое было в принте. Мы понимаем, что у нас совершенно разные цены на два носителя. Если говорить про принт, то у крупных издателей это несколько миллионов рублей за полосу, а диджитал размещение – сотни тысяч. Цена обычно отличается на порядок. Поэтому прямой компенсации нет, но диджитал ожил очень сильно, по диджиталу свой план, который был обозначен плюс 25% по году, мы перевыполнили.
Поэтому рынок не умер, не закончился. Тренды понятны. Если не будет дальше ухудшений, новых волн пандемии, я думаю, что на том уровне падения, который у нас случился в 2020 году, мы вернёмся на ту динамику, которая была в 2018 – 2019 годах. Если говорить про принт, то это 5%-8% падения для лидеров в год, 10% – 12% для всех остальных принтовое падение, ну и мы закладываем рост диджтал аудитории. Я думаю, рынок будет расти 8% - 12% (я имею в виду аудиторные показатели). Мы закладываем для себя побольше, но а в деньгах реклама останется на том же уровне, что и в 2020 году, может быть, немножно подрастёт по результатам 2021 года. Опять же, как считать.
- Есть ли новые источники доходов?
Когда мы говорим о рекламе, некоторые не считают, для некоторых – побочные, для других – серьёзные источники, например – ивенты. Некоторые издательские дома серьёзно зарабатывают на проведении мероприятий. Для некоторых это 30% - 40% бюджета. Если это всё посчитать в рекламу, я думаю, что мы выйдем на уровень 2020 года, а возможно, будем чуть лучше идти 2021 году.
Мы не закладываем никакого падения ни по одному нашему активу.
- Тиражи сокращаются, есть ли смысл печатать газеты на бумаге?
- О смерти «бумаги» говорят уже лет 15, а последние десять, что она уже умерла. А она всё держится и держится. Я думаю, что говорить о смерти бумаги рано – носитель уникальный, это показывают и секторальные циклы, если смотреть работу с бумажными СМИ, газета – единственный информационный носитель, который не приемлет так называемого второго экрана. Само по себе чтение невозможно со вторым экраном. Формат уникальный, никуда он не денется, аудитория потихонечку будет сокращаться за счёт того, что ускоряется жизнь и ежедневно развиваются технологии. Я думаю, что со временем будут обречены все ежедневные газеты, а еженедельники и то, что выходит реже останется с читателем и будем жить на чуть меньшую аудиторию, но будем стараться делать качественный продукт.
- Изменился ли рынок из-за пандемии?
- Из сильных игроков не ушёл никто. Почти все, кроме нас, приостанавливали выпуск газет на самый сложный период локдауна. Но не все дни, а наиболее некассовые. Все уже восстановили тиражи и работают в прежнем режиме.
Закрытия, которые были – у всех на слуху, закрылось несколько известных брендов, об этом все писали во втором – третьем квартале. Но это нишевые журналы. Сказать, что кто-то вышел из рынка – нельзя. Все подрезали свои затраты и продолжают жить. Не нужно забывать, что по многим издателям доля доходов от диджитал не как раньше – 10%, по некоторым сейчас 30% до 60%. Диджитал, ивенты. В деловых изданиях, например, ивент-доходы могут составлять по 50%. Если мы видим диджитал и ивент-доходы, то понимаем, что для них доходы от принта сейчас второстепенны. Они без них могут обойтись, поэтому многие издания лежат в кафе и ресторанах. Для них важны аудиторные показатели, а не важны доходы от тиража.
- Кто выиграл?
- Выиграли сильнейшие и те, кто был готов. Я считаю, что наши хорошие цифры в пандемию (а у нас отличные цифры и по доходам, и по аудитории, много лучше, чем у рынка в целом) – это заслуга руководства нашего издательского дома. Мы просто вовремя решили менять свой формат работы. Мы перешли на удалёнку ещё в начале марта, к середине марта уже все сидели на удалёнке. Мы отработали все процессы и получили результат. Тот, кто был готов и смотрел в будущее, те получили серьёзное преимущество.
Подробно об итогах 2020 года в российской печатной прессе читайте в аналитике "Новых Известий" Источник: newizv.ru