Александр Оськин: Народу нужны НТО, а чиновникам не очень

НТО расшифровывается просто – нестационарный торговый объект, к этой категории можно отнести любую отдельно стоящую торговую точку с минимальным оборудованием. Эти объекты весьма востребованы населением, так как располагаются в шаговой доступности для граждан и не требуют больших затрат времени на приобретение товара или услуги. Но вокруг НТО в последние годы развернулась серьезная борьба, направленная на их уничтожение или минимизацию их количества в населенных пунктах. И для возникновении этой ситуации есть ряд серьезных причин.

Газета «Коммерсантъ» на днях опубликовала на эту тему статью «Ларькам сносит крышу на местах», в которой дан обстоятельный обзор положения дел с киосками и павильонами, включая объекты реализации прессы. Исследование аппарата бизнес-омбудсмена Титова Б. Ю. основано на 179 обращениях, в том числе коллективных, поступивших с начала этого года, к бизнес-омбудсменам во всех субъектах РФ. «Анализ промежуточных результатов исполнения распоряжения правительства РФ от 30 января показал, что трудности с размещением НТО сохраняются в 38 из 85 регионов. Особенно остро проблема стоит в Воронежской, Курганской, Новосибирской и Ярославской областях, где власти демонтируют НТО и отказывают в продлении договоров», – отмечено в статье. Для демонтажа НТО применяются различные поводы. Так, например, некоторые чиновники зачастую используют подготовку к знаковым мероприятиям для ликвидации НТО без предоставления компенсаций и какого-либо диалога с предпринимателями. В Нижнем Новгороде, например, это подготовка к 800-летию города, в Новосибирске – к Чемпионату мира по хоккею в 2023 году и др. Всё сказанное выше в полной мере относится к киоскам и павильонам прессы, которые страдают в значительно большей степени, чем НТО, торгующие, к примеру, шаурмой. За последние пять лет число киосков прессы в стране сократилось с 42 тысяч до 15 тысяч. И связано это прежде всего с экономическими факторами – ростом арендных ставок, административными ограничениями на ассортимент сопутствующих товаров и услуг и введением механизма аукционов вместо конкурсов на право торговли. Предприятия, торгующие прессой, аукционы, как правило, проигрывают продавцам шаурмы, пива, табака и др., так как реализация печатной продукции является малодоходным бизнесом.

Надо прямо сказать, что НТО любого профиля вызывают недовольство прежде всего у ритейла. Все без исключения супермаркеты заинтересованы в ликвидации НТО, чтобы народ отоваривался не в киосках, а в сетевых магазинах. Именно поэтому ритейл старается оказать влияние на чиновников с тем, чтобы сократить количество разрешений на установку НТО в городах и посёлках. Это, к примеру, в настоящее время происходит в Воронеже, где планируется ввести аукционную модель для объектов прессы. 

По поводу поддержки НТО «Пресса» есть ряд постановлений Правительства РФ. Есть даже прямое поручение президента РФ Путина В. В. от 25 сентября 2019 года о поддержке киосков прессы. Но, к сожалению, все эти документы реализуются не более чем в трети субъектов РФ, а в остальных регионах ситуация только ухудшается. Поэтому хочется надеяться, что исследования, проведенные в аппарате омбудсмена Титова, дадут полезный импульс спасению малоформатной торговли прессой в стране. Пандемия потихоньку завершается, население выходит на улицы, а любимых киосков все меньше и меньше.

У вас недостаточно прав для комментирования