Журнал затем не одно десятилетие фигурировал как издание Союза журналистов страны, а в последнее время — до 2015 года — входил в холдинг «Экономическая газета». О сегодняшнем дне издания и его перспективах «Инвест-Форсайту» рассказала генеральный директор медиагруппы «Журналист», главный редактор журнала «Журналист» Любовь Петрова.
— «Журналист», будучи некоммерческим по всем характеристикам изданием, достаточно безболезненно в 2015 году перешел «в свободное плавание». Как это удалось?
— Что понимать под словом «безболезненно»? Выпускать печатное издание было непросто тогда, и тем более сейчас, когда финансовое положение наших подписчиков — а это в основном редакции — с каждым годом ухудшается. Выпуск журнала себя не окупает, но мы хотим сохранить издание, которому в этом году исполнилось 107 лет. Зная финансовые сложности наших читателей, решили создать клуб «Журналист» — сообщество профессионалов, членами которого становятся подписчики, которые, кроме журнала, получают бесплатный доступ к вебинарам (проводим их два раза в месяц), доступ к закрытым материалам на сайте и другие бонусы.
Сегодня «Журналист» — больше чем журнал. Занимаемся организацией и проведением мероприятий: семинаров, конференций. Реализуем проект «Журналист. Знание». Вот уже 11-й год идет проект «Золотой фонд прессы», целью которого является сохранение качественной прессы. Экспертизу контента печатных изданий проводят лучшие преподаватели МГУ. В прошлом году запустили новый проект — «Золотой фонд прессы 2.0» — это экспертиза сайтов и работы в соцсетях.
— От участников мероприятий требуется внесение денежных взносов?
— Да, участие в «Золотом фонде прессы» — платное. Связано это с тем, что реализация подобных проектов требует финансовых вложений. Но оплата участия не гарантирует получения знака качества. В любом случае, всем участникам выдается протокол, который содержит конкретные рекомендации по улучшению издания. И конечно, у них появляется возможность принять участие в итоговом мероприятии проекта — форуме «Качественная пресса и перспективы ее развития». Программа форума не сводится только к награждению. Это и выступления лучших экспертов, обмен опытом, мастер-классы, консультации.
— Профильные ведомства каким-либо образом патронируют форум?
— Большинство наших мероприятий проходило при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Сейчас, как известно, его функции переданы Министерству цифрового развития; но я надеюсь, поскольку предпринимаемое нами важно для отрасли в целом, поддержит нас и Минцифра.
— Вы учите журналистов монетизироваться?
— Сегодня задачей номер один в редакциях является монетизация контента на сайте и в соцсетях, его переупаковка, привлечение новой молодой аудитории. Но как это сделать, знают далеко не все. Вот мы и решили вместе с ИД «ИнформПолис» из Улан-Удэ запустить программу онлайн-курсов, состоящих из видеоуроков успешных редакций. Первые два курса «Как создать digital-отдел на базе редакции» и «Новые digital-медиа» записал Чингис Дагаев, генеральный директор ИД «ИнформПолис». В основе курсов — практический опыт издательского дома. Коллегам удалось на базе традиционного СМИ создать digital-агентство. Цель курсов — повысить цифровую грамотность; показать, как можно расширить аудиторию, монетизировать контент на сайте и других интернет-платформах.
— Любовь Владимировна, как сохранить критерии журналистского труда? А на их страже и стоял, собственно, на протяжении целого века, по сути, единственный в стране «цеховой» журнал «Журналист». И насколько, по вашему мнению, в настоящее время увеличивается разрыв между соблюдением стандартов качественной журналистики и рыночными реалиями?
— Разумеется, давно уже нет миллионных тиражей, думаю (с улыбкой), не нужно особо разъяснять, почему. «Журналист» в советское время выписывала не только каждая редакция — практически каждый журналист. Перед главным редактором и редакцией не стояло решение финансовых вопросов, они не должны были заниматься поиском рекламы, дистрибуцией издания. Так что рынок, безусловно, установил новые правила. Сегодня идет борьба за аудиторию, ее внимание. С появлением разных платформ резко снизилось качество, достоверность информации; кто быстрее опубликует новость, у того больше будет просмотров, больше шансов заработать на контенте. Кричащие заголовки далеко не всегда не только не раскрывают тему материала, но порой ей вообще не соответствуют. Все чтобы монетизировать контент. Медиа поддаются соблазну в потоке информации манипулировать ею, стремясь «тупо» зарабатывать деньги, отбрасывая за ненадобностью этические аспекты.
Последний красноречивый пример — нашумевшее интервью Ксении Собчак со скопинским маньяком, вышедшим на свободу после 17 лет тюрьмы. Сейчас готовим материал с подборкой мнений экспертов по теме: насколько правомерно было интервью и можно ли его назвать журналистикой. В США, например, с 1977 года существует так называемый «Закон сына Сэма», который запрещает преступникам, совершившим особо тяжкие преступления, давать интервью журналистам, писать книги, зарабатывая на рассказах о противоправных деяниях. Нельзя преступнику давать возможность самопиара, делать из него героя.
Но есть и положительные моменты. 2020 год показал, что запрос на достоверную информацию, качественный контент увеличился. Выросло доверие именно к печатным СМИ. Именно в печатном издании есть возможность дать глубокий анализ новости, которая «обошла» все интернет-каналы и вызвала большой интерес, показать различные точки зрения. Все эти важные темы — качество журналистики, профессиональную этику, соблюдение современных стандартов — мы постоянно обсуждаем на страницах журнала.
— Конкретнее по печатным средствам массовой информации: ваш прогноз, что ждёт их хотя бы в обозримом будущем?
— Я считаю, печатные СМИ еще поживут. Несмотря на развитие новых технологий, соцсетей, для людей, живущих в регионах, печатное издание по-прежнему является источником информации, которому они доверяют. Возможно, общественно-политических изданий в том виде, в каком они сейчас существуют, не будет. Оперативный новостной контент останется прерогативой информагентств, а в печатных изданиях главным станет вдумчивая аналитическая информация. Как мне представляется, СМИ будут разделяться по интересам: возрастет востребованность нишевых СМИ (к которым я бы отнесла и наш журнал).
— Резонансность публикаций старейшего профессионального издания — формирует ли ее сейчас приобщенность исключительно лишь к медиапроблематике? Помню, как в не менее сложные для прессы 90-е годы, когда для привлечения читателей прежде респектабельные издания не пренебрегали «желтыми» сплетнями и наспех склеенными детективами, «Журналист» публиковал эксклюзив — исследования Льва Гумилева о пассионарности и этногенезе, фрагменты философских тетрадей Григория Померанца…
— Детективы мы сейчас не публикуем, но открыли новую рубрику — «Школа фельетона». Жанр фельетона сегодня, к сожалению, умирает; для привлечения к нему внимания решили публиковать лучшие фельетоны прошлых лет, при этом анализируя их.
В каждом нашем номере — интервью с интересными людьми, не только из медиасреды. Среди наших гостей были Евгений Гонтмахер, известный экономист; Сергей Ениколопов, руководитель отдела медицинской психологии Научного центра психического здоровья; Леонид Млечин, историк; Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики. Список можно продолжить. Как видите, это люди, занимающиеся совершенно разными видами деятельности.
А в конце прошлого года мы издали книгу известного журналиста Надежды Ажгихиной «Честное слово». В нее включены лучшие ее интервью, которые были опубликованы в «Журналисте». Собеседниками выступили личности разных поколений и разного опыта. Кого-то уже нет… Все они говорят о настоящем и будущем профессии. О границах правды и свободы, о служении читателю и зрителю, обществу в целом. Это история журналистики.
— Я заметил, что как-то потерялись на ваших страницах радио и ТВ. Во всяком случае, аналитических статей на телевизионные темы, телеобзоров, бесед со звездами экрана стало намного меньше, чем было еще лет 5–7 лет назад. Неужели смартфон так зримо задвигает «старый» телевизор?
— Да, сейчас постоянной рубрики по телевидению и радио у нас нет, хотя отдельные статьи по темам в журнале публикуем. Сейчас телевидение заменяют видеоканалы в интернете, всё больше контента уходит в YouTube. Именно этот формат становится востребованным и популярным. Источник: if24.ru