В их судьбе как в капле воды отражено очень многое, но прежде всего – качество и уровень работы и политической зрелости региональных властей. На днях газета «Коммерсантъ» посвятила данной теме обстоятельный и содержательный материал «Газеты пошли под пиво», который резонансно отразился в публикациях ТАСС, «Ведомостей», «Известий» и др. Дело в том, что за последние десять лет количество киосков прессы в стране упало с 42 тысяч до 14,9 тысячи. Враги печатного слова объяснят это просто: падение спроса на прессу. Что никоим образом не соответствует действительности, а примером тому – миллионные тиражи ежедневных газет, например, в Японии, Германии и др. К счастью, российские федеральные власти понимают значение печатных СМИ и системы их распространения, поэтому поддерживают НТО «Печать», выпуская соответствующие постановления. 25 сентября 2019 года Президент РФ Путин В. В. подписал специальное поручение субъектам РФ поддержать киоски прессы. Однако, по состоянию дел на сегодняшний день, поручения Президента выполняются не во всех субъектах РФ, а в целом по стране за 2020 год количество киосков прессы сократилось на 11%. В число аутсайдеров по киоскам прессы на основании мониторинга Союза предприятий печатной индустрии (ГИПП) вошли следующие территории: Курганская и Мурманская области, Камчатский край, Республика Дагестан и др. Отличился также ряд регионов, где за год произошло наибольшее ухудшение с киосками прессы: Пензенская, Магаданская, Курская, Самарская и Астраханская области, а также Краснодарский край и др. Причиной сокращения киосков прессы является прежде всего создание для них неблагоприятных условий в регионе. В одних субъектах центральные улицы городов просто зачищают от НТО «Пресса» под различными предлогами. В других проводят открытые аукционы на право установки торговых объектов, и эти права получают, как правило, продавцы шаурмы, пива и др., которые имеют более высокие финансовые возможности. А где-то и вовсе чиновники подрывают экономику киосков прессы за счет высокой арендной платы и запретов на продажу сопутствующих товаров. Добавлю к сказанному, что в ликвидации объектов мелкой розничной торговли заинтересованы и некоторые крупные торговые розничные сети, усматривающие в киосках прессы конкурентов, оттягивающих под себя потенциальных покупателей в супермаркетах. Конечно же, нельзя не сказать о лидерах, тех регионах, которые, проявляя политическую зрелость в условиях обостряющейся информационной войны и распространения в интернете фейковых новостей, понимают и поддерживают систему распространения достоверного печатного слова. В их числе Москва, Чеченская Республика, Воронежская, Липецкая, Калининградская, Тамбовская области и др. Здесь принимаются разнообразные меры по поддержке киосков прессы, но хотелось бы, чтобы они стали масштабнее и эффективнее. Для того, чтобы вернуть киоски прессы в стране к нормальной численности из расчета хотя бы по 2 объекта на 10 тыс. жителей необходимо всего лишь установить льготную арендную плату за киоски прессы (например, как в Липецке – 12 руб. за квадратный метр в месяц), снять ограничения по ассортименту сопутствующих товаров (по европейскому образцу ввести табак, безрецептурные лекарства, косметику и др.) и предоставить комплекс организационно-технических льгот для киосков прессы, как это сделано в Воронеже. Надо понимать, что киоск прессы – это не просто торговый объект, но и удобная торговая точка для населения по приобретению прессы и различной мелкой сопутки. Киоск прессы – это ещё и придомовая точка информационно-политической работы с населением. Населению, особенно детям и пожилым гражданам, они удобны и выгодны.
Зеркало, безусловно, можно разбить и можно даже потоптаться на его осколках, но жизнь чиновника от этого легче не станет, и бесславный конец горе-руководителя будет неизбежен.