За последние годы резкое снижение производства было зафиксировано в сегменте газетной бумаги – с 10 млн т до 6 млн т, падение составило 40%. Это связано со снижением ее потребления. После кризиса 2009 г. наблюдается постепенное восстановление потребления офисной бумаги (UWF). Снижение спроса на мелованные бумаги в 2011–2015 гг. составило 16% и продолжается в настоящее время.
В Европе к бумаге, используемой для выпуска журналов, каталогов, справочников и т.д., относится главным образом немелованная бумага с использованием механической массы (UMP). Ее потребление стабильно сохраняется на уровне 5,5 млн т, в 2016 г. это был единственный вид графических бумаг, показавший небольшой рост – +1,9% по отношению к уровню 2015 г. По данным Конфедерации европейских производителей бумаги (Confederation of European Paper Industries – CEPI), в Европе спрос на бумагу в 2000–2015 гг. сократился на 27%, причем основное снижение пришлось на посткризисный период – 2007–2015 гг.
В Европе в 2000–2015 гг. население увеличилось на 5%. И если в 2000 г. потребление бумаги UMP в странах Евросоюза составляло 13 кг на человека, то к 2015 г. оно сократилось до 11 кг на человека. Однако, по мнению вице-президента РАО «Бумпром» Юрия Лахтикова, рост численности населения Европы не показывает каких-либо скачков или провалов. И колебания потребления бумаги связаны с экономическими факторами.
По словам эксперта, снижение объемов тиражей журналов, альманахов и справочников на протяжении последних нескольких лет достигло порогового значения. «В настоящее время при их производстве происходит замещение дорогих мелованных бумаг более дешевыми видами немелованных бумаг высокого качества – суперкаландрированными, повышенной гладкости и т.д.», – отметил Юрий Лахтиков. Помимо этого, существует тенденция роста количества электронных СМИ.
Однако, как отметил представитель CEPI Бен Кеннард, несмотря на то, что люди стали читать журналы меньше, ситуация в разных странах складывается неодинаково. «Потребители больше времени уделяют чтению в электронном формате, например при помощи мобильных телефонов и планшетов, что сказывается на рекламных вложениях в печатные СМИ (особенно после кризиса 2008 г.). Однако сегодня мы наблюдаем замедление падения спроса на печатные СМИ из-за растущей «усталости от Интернета». Рекламодатели понимают, что онлайн-реклама оказывает меньшее влияние на потребителей. Ожидается, что это сокращение продолжится в ближайшие годы», – считает Бен Кеннард. По мнению Юрия Лахтикова, в 2017–2018 гг. потребление бумаги UMP стабилизируется на уровне 12,5–13 кг на человека, при этом продолжится снижение потребления мелованной бумаги.
Даниил Фарниев
Источник: журнал "Лесная индустрия"