Юрий Козлов уверен в том, что без лонгридов и классического литературного текста не будет свободы мысли. Писателя поддерживают и другие эксперты и общественники, которые считают, что упрощение коммуникации, принятое в соцсетях, ведет к упрощению мышления. Аргументов с обеих сторон — достаточно.
Писатель Юрий Козлов всю жизнь занимается поисками смыслов: в словах, делах и человеческой жизни. Он уверен, что слова формируют личность, именно поэтому он достаточно осторожно относится к цифровым технологиям в целом и соцсетям в частности. Своими мыслями о том, как социальные сети могут влиять на сознание, Юрий Вильямович поделился с нами.
— Юрий Вильямович, говорят, что люди стали меньше читать. Это правда?
— Люди реально стали меньше читать. Сегодня среднестатистический житель России читает книги примерно двадцать минут в неделю. В соцсетях он проводит времени значительно больше. Отчасти это объясняется тем, что интеллектуальная жизнь в стране сильно упростилась. Из образования ушла системность. Сегодня высшие учебные заведения готовят не столько специалистов, сколько квалифицированных потребителей. Они потребляют то, что им предлагают. Чтение, духовное развитие не входят в понятие «товар». Компьютер предполагает иной способ усвоения информации. Книга учит думать, формирует личность. А соцсети заточены на мгновенную ситуационную реакцию.
Они сами формируют себе повестку. Пользователь вынужден принимать их условия. И это, к сожалению, не способствует самостоятельному мышлению.
— Действительно ли видеоверсия интервью сможет заменить текст?
— Видеосюжеты и клипы не способны заменить серьезный текст. Они ориентированы на первичные человеческие инстинкты, делаются по законам рекламных роликов, обращены к «облегченному», скользящему сознанию.
— Журналисты сегодня лидеры мнений или сегодня эта функция окончательно перешла к блогерам?
— Сегодня грань между журналистами и блогерами во многом условна. Блогер «изливает» в сеть свои эмоции. Журналист — информацию. Применительно к художественным жанрам блогер, скорее, поэт, импрессионист, а журналист — аналитик, специалист по обсуждаемой теме. При этом в газете может существовать такой формат, как авторская колонка журналиста. Но она является штучным продуктом. Интерес к ней обеспечивает личность автора, его стиль, острота и изящество изложения материала.
Авторская колонка — это десерт, фирменное блюдо газеты. Блог же можно сравнить с фастфудом. Хотя, конечно, сегодня качественные тексты легко перетекают из блогов в газеты и обратно. Блог и авторская колонка — вещи одновидовые, но колонка — устоявшийся во времени жанр, тогда как тексты в блогосфере свободны от формальных ограничений.
— А вы сами подписаны на каких-либо блогеров?
— Мне симпатичны авторы синтетического жанра, у которых аналитика, пафос, гражданская позиция органично соединяются с глубокими мыслями и оригинальным пониманием предмета. Например, мне нравятся блоги философов Бориса Межуева, Федора Гиренка. Хорошо пишут оппозиционные публицисты — Максим Шевченко, Лев Шлосберг. Много интересных авторов на портале «Публицист». Из патриотов-государственников нравится Александр Проханов. Он, несмотря на преклонный возраст, отлично работает в новой реальности.
— Представители молодого поколения медийщиков уверены, что журналистика в ее традиционном понимании умерла. Согласны ли вы с этим?
— Журналистика не умрет до тех пор, пока существует печатное слово — газеты, журналы и так далее. Слово привыкло жить на бумаге. На экране оно часто теряет образ, блекнет, иногда сознательно уродуется под некие новые, изобретенные сетевыми авторами стили. Печатное слово существует несколько тысяч лет, если вспомнить египетские папирусы, а электронные носители, сменяя друг друга, от силы полвека.
— Вся ли литература ушла в соцсети или что-то еще осталось офлайн?
— Есть такое направление — сетевое творчество. Автор выставляет свои произведения частями — за деньги, которые должны переводить читатели. Оно уместно, как момент истины для возможной монетизации текстов, но малопродуктивно в смысле привлечения внимания ощества к произведению. В сети все происходит и меняется быстро. Настоящая литература живет иными — длинными — сроками. Ей некуда спешить. Литературу ничто и никогда не заменит. Сетевое творчество — всего лишь одна из форм ее существования. Хорошо, когда к читателям через сеть приходит гений. Плохо — когда тысячи графоманов.
— Журналисты бьют тревогу: нейросети уже научились писать короткие информационные сообщения. Неужели в скором времени они смогут заменить авторов?
— Роботы уже сегодня активно работают в сетях.
Знающие люди утверждают, что биржевые торги уже давно ведут и контролируют роботы. Они отвечают на письма и запросы, дают рекомендации, выдают нужную информацию. С одной стороны, это упрощает жизнь. С другой — усложняет, насыщает непривычными цифровыми атрибутами. Людям старших поколений не так-то легко найти верные тропинки в цифровом лесу, добиться внятного ответа на заданные вопросы. Удивительно и другое — повсеместное внедрение роботов не приводит к сокращению численности чиновников и бюрократических процедур. При этом робот пока не способен мыслить самостоятельно, рождать идеи и смыслы. Робот программируется на рассмотрение тех или иных проблем в заданном программистом ключе.
Вопрос надо ставить иначе: заменит ли журналиста программист? Ответ: легко! Заказывает музыку тот, кому принадлежит средство массовой информации. А ему все равно кто — журналист или программист выполняет его команды.
— Нобелевский лауреат Кадзуо Исигуро сказал, что, когда роботы начнут писать с эмоциями, которым люди будут сопереживать, тогда и потребности в настоящих писателях отпадут. Это правда?
— Исигуро не прав. То, что он говорит, — отрицание божественной природы человека. Она проявляется в том числе и в том, что эмоции непредсказуемы и спонтанны.
— Изменят ли новые технологии семейные отношения между людьми?
— Они уже их серьезно изменили, особенно в плане взаимопонимания поколений. Мы видим, что это приводит к отчуждению детей от родителей и вообще атомизирует общество, лишает его фундаментальных, выстраданных веками духовных и поведенческих ценностей.
— Сегодня молодые люди уверены, что дело, которое помогло человеку, должно хорошо оплачиваться. Это так?
— Я считаю, что всякий труд должен оплачиваться. Помогать другим людям за деньги абсолютно не стыдно. Но одновременно с большой симпатией отношусь к волонтерам, защитникам природы и животных, одним словом, ко всем, кто хочет сделать нашу жизнь справедливее и лучше.
ДОСЬЕ
Юрий Вильямович Козлов — писатель, редактор, автор более 30 книг, работающий в жанре интеллектуального романа. Родился в 1953 году в городе Великие Луки. После окончания учебы в Московском полиграфическом институте работал в журнале «Пионер».
После возвращения из армии работал в журналах «Юность» и «Огонек». В 1981 году Юрий Козлов был принят в Союз писателей СССР. Его произведения регулярно публикуются в журналах «Юность», «Пионер» и других. В 1990-е годы работал начальником отдела в пресс-службе Государственной думы. С 2005 по 2011 год Козлов был начальником Управления пресс-службы Совета Федерации. С 2001 года является главным редактором журнала «Роман-газета».
Источник: vm.ru