Средства массовых коммуникаций издавна присутствуют в жизни человека, их вид и содержание прогрессируют по мере развития общества, как единый с социумом организм. В настоящее время спрос на печатные периодические издания резко снижается в связи с глобальной цифровизацией. Отказ от бумажной подписки в крупных городах – это ещё одна ступень эволюционного процесса в мире современных технологий. Введение карантина в рамках борьбы с коронавирусом стало мощным толчком для перехода в онлайн многих сфер жизни.
Читатели всероссийских газет «STOP-газета» и «Добрая Дорога Детства» — это люди разных возрастных категорий, объединённые общей тематикой, безопасностью дорожного движения. Подписка на печатные издания оформляется во всех 85 регионах Российской Федерации и, если читатели из столицы уже активно отправляют запросы на электронные версии газеты, то жители малых городов и посёлков городского типа до сих пор затрудняются загрузить видео в Интернет, например, для участия в конкурсе и даже испытывают проблемы в использовании социальных сетей.
Препятствовать инновационному развитию, который уже давно стал частью культурного наследия поколений, стало бы роковой ошибкой. К сожалению, технологический прогресс в регионах прямо пропорционален размеру населения в городе: по данным из открытых источников, в России по состоянию на 26 апреля 2019 года насчитывается 1117 городов, из которых 794 малых, с населением менее 50 тыс. человек, и 155 средних, с населением до 100 тыс. человек. Чем больше расстояние от столиц до субъекта, тем меньше смартфонов и других современных гаджетов можно увидеть в пользовании у населения.
Газеты в таких регионах являются важным источником получения информации, помогают в получении образования и проведении досуга.
В условиях, повышения производственных затрат и стремительного снижения прибылей происходит сокращение числа рабочих мест в издательствах, что в перспективе станет одной из причин дефицита ценных кадров в сфере журналистики – целое поколение может остаться без талантливых репортёров и корреспондентов, основной задачей которых является просвещение нации.
Преждевременное прекращение деятельности печатных средств массовой информации станет причиной увеличения культурной пропасти между инновационно развитыми городами и другими регионами. Чтобы этого не допустить, редакции ищут новые пути развития своих изданий: создание и распространение методических материалов, обучающих игр, взаимодействие со смежными сферами и, конечно, постепенная цифровизация создаваемой информации. При переходе в онлайн, следующей проблемой, с которой сталкиваются издательские дома – это отсутствие надлежащего контроля за распространением художественных и образовательных материалов, что ведёт к обесцениванию умственного труда и, как следствие, развитию клипового мышления.
Цифровизация, как важная ступень эволюции – это многоэтапный глобальный процесс, требующий достаточного количества ресурсов. Во избежание увеличения культурной дистанции между субъектами Российской Федерации необходимо оказывать просветительскую поддержку населению традиционными методами, способствуя привитию интернет-культуры пользователям. Однако, в период создания и воплощения современных стратегий, а также повышения квалификации сотрудников, издательствам, производствам и другим организациям, связанным с печатной продукцией необходима поддержка государства.
Источник: пресс-служба СППИ ГИПП